Теория организации. Понятие и классификация. Базовые принципы современной организации. Структурные характеристики организации. Законы организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Теория организации

1.  Организация понятие и классификация

Организация представляет собой сознательно координируемое, сознательное образование с определенными группами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Организация  - организм

Признаки организации – группа людей объединенных общей целью.

Группы – первичные (на отношениях , семья); вторичные (для достижения целей ,фирмы)

Классификация организации:

1 правительственные и неправительственные

2 коммерческие и некоммерческие

3 бюджетные и внебюджетные

4 общественные и хозяйственные

5 формальные и неформальные

Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:

– определение и детализация целей;

– определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;

– поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;

– координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;

– обеспечение единства целей;

– установление эффективного контроля.

Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.

Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Каждая организация имеет свою организационную структуру.

Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.

Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организаций. Она устанавливает ответственность подразделений организаций за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Руководителю фирмы, менеджеру важно знать, что организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и саморегулированию.

Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Организация как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур.

2.  Базовые принципы современной организации.

Принципы разделения труда:

Разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая такие усилия. По средствам специализации сокращается число объектов на которые должны быть направлены внимание и усилие работника. Однако разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследования в действии и во времени, акцентировали внимание на  технических сторонах работы, а не на поведенчиских.

Виды разделения труда: вертикальные; горизонтальные

1 Функциональное – руководители, специалисты, рабочие и ученики

2 Технологическое – выделение стадий производства, процесса и видов работ

3 Предметное – специализация производственных подразделений и сотрудников на изготовление определенных видов продукции

4 Профессиональное – характеризуется знаниями и умениями необходимыми

Похожие материалы

Информация о работе