Кровотечения, переливание крови. Травматический шок. Синдром длительного сдавления: Учебно-методическая разработка для преподавателей

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ

                                                       Утверждено на заседании кафедры

                                                      протокол №___ от «___» _________ 200__ г

                                                      Зав. кафедрой:_________________________

КРОВОТЕЧЕНИЯ, ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК. СДС

(Учебно-методическая разработка для преподавателей)

ГОМЕЛЬ 200__ г.

Учебно-методическая разработка для преподавателей.

Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.

© Гомельский государственный медицинский институт, 200__

    1.Введение (актуальность темы):Кровотечение является пусковым механизмом развития целого комплекса патологических реакций, приводящих к развитию опасных для жизни состояний ( травматический шок, ангиоспазм, остановка сердца). Изучение данной темы необходимо студентам для понимания природы развивающихся в организме защитных механизмов в ответ на кровопотерю. Изучение СДС помогает учащимся освоить патоморфологию развития ОПН – опасного для жизни состояния.

2. Цель занятия Целью практического занятия является умение поставить диаг­ноз различных видов кровотечений и назначить необходимое лечение, научиться оказывать помощь больным с травматическим шоком и СДС.

      3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).

При подготовке к занятиям студент должен знать;

- классификацию кровотечений в зависимости от его источника, вре­мени его возникновение и степени кровопотери;

- клиническую картину кровотечения и острой кровопотери;

- определение степени кровопотери в полевых условиях;

- транспортировку, учет, хранение, распределение крови и плазмозаменителей в полевых условиях;

- показания к переливанию крови в ШП, ОМедБ дивизии (ШО), ВПХГ;

- организацию массовой заготовки крови в полевых условиях;

- разновидности трансфузионных и инфузионных сред, показания к их применению в полевых условиях;

- осложнения при переливании крови и плазмозаменителей и их лечение.

- классификацию по тяжести травматического шока;

- патогенез травматического шока;

- клинику, фазы развития;

- медицинскую сортировку и оказание противошоковой терапии на  пале боя, МПБ, МПП;

- комплексную патогенетическую терапию на этапе квалифицирован­ной помощи;

- показания и противопоказания к операции при шоке;

- этиопатогенез СДС;

- периоды клинического течения СДС и их симптоматику;

- объем оказания 1-й медицинской помощи;

- лечение СДС в МПП, ОМедБ (СМО), ГБФ.

К концу занятия студент должен уметь:

- определить группу крови по стандартным сывороткам;

- определить резус-совместимость;

- производить временную остановку кровотечения;

- оценивать качество консервированной крови и ее пригодность к переливанию;

- уметь производить пять реакций перед переливанием крови (опре­деление группы крови донора и реципиента, определение групповой и индивидуальной совместимости, определение резус-принадлежнос­ти и резус-совместимости, биологической пробы);

- подготовить кровь к переливанию;

- заполнить систему для переливания крови;

- оформить документацию по переливанию крови в истории болезни.

- поставить и правильно сформулировать диагноз травматического шока и СДС;

- провести медицинскую сортировку пострадавшего, находящегося в шоке и СДС, на МПП, ОМедБ;

- оказать 1-ю медицинскую помощь, 1-ю врачебную и квалифицированную помощь раненому в шоке и с СДС.

4. ХРОНОКАРТА:

1. Вступительное слово к занятию. Ответ на вопросы студентов по домашнему заданию - 10 мин.

2.  Опрос по домашнему заданию - 30 мин.

3. Отработка практических навыков - 80 мин.

4. Коррекция конечного уровня - 10 мин.

       5. Подведение итогов. Задание на дом - 5 мин.

5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1-2.Во вступительном слове необходимо дать четкое представление о том, что кровотечение и кровопотерю следует относить к наиболее частым и опасным осложнениям боевых повреждений на войне.

Как правило, студенты не всегда самостоя­тельно усваивают основные особенности течения травматического шока при повреждениях различной локализации, поэтому почти во всех груп­пах есть необходимость коротко (тезисно) перечислить эти особен­ности не ожидая вопросов по этому разделу домашнего задания.

Целесообразно во вступительном слове, при даче характеристи­ки СДС остановиться на современных концепциях патогенеза, акценти­руя внимание на необходимости знания этого вопроса в целях пра­вильного построения схемы патогенетической терапии. Следует все­лить оптимизм в вопросах лечения СДС.

К ответам на вопросы студентов целесообразно привлекать всю группу и только при отсутствии правильного ответа студентами не­обходимо на предложенный вопрос ответить самому.

3. Опрос по домашнему заданию проводится по обычной схеме. Управляя учебным процессом, удерживайте внимание всех студентов, предлагая им дополнительные, встречные, перекрестные вопросы. Во­просы формулируйте конкретно с учетом того, что Вы должны выяснить степень знания темы каждым студентом в течение не более 30 мин. Целесообразно предложить каждому студенту по 1-2 вопроса "не перемалывая учебник", а только выясняя степень знания.

1. Классификация кровотечений;

2. Клиника кровотечение и кровопотери;

3. Способы остановки кровотечений:

- на месте происшествия,

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0