МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ
Утверждено на заседании кафедры
протокол №___ от «___» _________ 200__ г
Зав. кафедрой:_________________________
ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ РАНЫ И РАНЕВАЯ ИНФЕКЦИЯ
(Учебно-методическая разработка для преподавателей)
ГОМЕЛЬ 200__ г.
Огнестрельные раня и раневая инфекция.- Учебно-методическая разработка для преподавателей.
Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.
© Гомельский государственный медицинский институт, 200__
1.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Огнестрельная рана будет характеризоваться относительно большей тяжестью, множественностью, обширностью и глубиной повреждения тканой и органов, а это создаст большие трудности на этапах медицинской эвакуации при оказании помощи пострадавшим.
Изучение материалов хирургической помощи в локальных войнах показывает, что результаты лечения современной боевой травмы могут быть лучше, чем в период ВОВ. За послевоенные годы медицина все время совершенствует диагностику и лечение боевой патологии, оказание помощи пострадавшим и т.д. В ВОВ советские медики добились возвращения в строй 72% раненых. Думается, что в предстоящей войне, если она будет развязана, этот процент но будет ниже!
2. Цель занятия Обучение студентов приемам диагностики огнестрельных ранений и их осложнений, современным подходам к тактике лечения данных повреждений.
3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).
ЗНАТЬ:
1. Классификацию, клинику и диагностику огнестрельных ран.
2. Особенности современных огнестрельных ранений.
3. Содержание, объем и принципы организации оказания медицинской помощи на войсковых этапах эвакуации.
4. Классификацию, клинику и диагностику инфекционных осложнений ран.
5. Принципы профилактики и лечения инфекционных осложнений ран.
6. Этапное лечение раненых с инфекционными осложнениями
УМЕТЬ:
1. Делать перевязки раненым.
2. Снимать швы.
3. Организовывать и проводить медицинскую сортировку раненых на МПП.
4. Проводить весь комплекс мероприятий первой врачебной помощи на МПП при огнестрельных ранениях.
5. Делать перевязки раненым.
6. Уметь диагностировать наиболее часто встречающиеся инфекционные осложнения ран.
7. Организовать и проводить лечение на этапах медицинской эвакуации.
Мотивационная характеристика темы: привить студентам чувство ответственности за своевременное оказание медицинской помощи раненым.
4. ХРОНОКАРТА:
Хронокарта практического занятия
1. Организационные вопросы - 5 мин.
2. Вступительное слово преподавателя - 5 мин.
3. Решение задач исходного уровня - 15 мин.
4. Коррекция исходного уровня - 5 мин.
5. Разбор больного по теме (слайдфильм) - 20 мин.
6. Решение ситуационных задач - 25 мин.
7. Освоение практических навыков - 45 мин.
8. Коррекция конечного уровня - 5 мин.
9. Подведение итогов занятия. Задание на дом - 5 мин.
5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1. Организационные вопросы включают в себя перекличку, запись в журнале и назначение дежурного.
2. Во вступительном слове следует обратить внимание студентов на актуальность изучаемой темы, частоту ранений. Остановитесь на том, что в последнее время первостепенное внимание уделяется оружию массового поражения, но при этом не сбрасывается со счетов и огнестрельное оружие, более усовершенствованное и приводящее к возникновению множественных, более тяжелых, обширных повреждений. Остановитесь на характеристике современного оружия и особенностях поражений от них. Приведите конкретные практические примеры (1-2), в которых бы указывались ошибки в диагностике, оказании помощи, незнании или неумении. Остановитесь на большой частоте и тяжести гнойных осложнений огнестрельных ран, важности профилактических мероприятий. Целесообразно провести ряд примеров ошибочной тактики и результатов лечения, способствовавших развитию инфекционных осложнений. Такой вариант вступительного слова в состоянии создать высокой степени мотивацию изучения темы.
3. Из "Сборника задач исходного уровня" предложите каждому студенту 7-8 вопросов для самостоятельного письменного ответа. После этого, студент обязан самостоятельно сравнить свои ответы с эталонными и этим продолжить свое научение.
4. Коррекцию исходного уровня лучше проводить индивидуально, по мере поступления ответов. Общие ошибки можно разобрать со всей группой. Сделать это, быстро в отведенное время, легко после проверки задания по эталонам. Преподавателю следует объяснить только "почему", а ответ студент уже знает по эталону.
5. Объяснение "непонятного" преподаватель продолжает на конкретном «Зольном или при демонстрации диапозитивов по теме. При этом привлекайте студентов к активной работе по участию в формировании диагноза огнестрельного ранения.
6. В заключении изучения темы предложите каждому студенту из "Сборника ситуационных задач" 2-3 задания для самостоятельного письменного решения с последующей проверкой по эталонному ответу. Коррекцию конечного уровня проводите индивидуально с каждым студентом по мере решения задач.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.