Кровотечения, переливание крови. Травматический шок. Синдром длительного сдавления: Учебно-методическая разработка для преподавателей, страница 2

- на этапе 1-й врачебной помощи,

- на этапе квалифицированной помощи;

4. Особенности переливания крови в полевых условиях (МПП, ОМедБ);

5. Реакции и осложнения при переливании крови;

6. Плазмозаменители.

Отработка практических навыков: а) определение группы крови по стандартным сывороткам (группа раз­бивается на 3-4 подгруппы и производится определение групп кро­ви из пробирок и самих студентов);

б) оценка качества консервированной крови:

1) проверяется герметичность упаковки;

2) правильность паспортизации;

3) макроскопический осмотр производится при хорошем освещении после полного отстаивания;

в) подготовка крови к переливанию (кровь перед переливанием подо­гревать нельзя; обычно ее выдерживают при комнатной температуре 30-60 минут; перед переливанием кровь необходимо перемешать пу­тем вращения флакона вокруг оси и осторожных перевертываний флакона);

г) после этого каждый студент заполняет систему для переливания крови и оформляет документацию по переливанию крови в истории болезни;

д) пальцевое прижатие магистральных артерий конечностей;

е) наложение и снятие жгута на различные сегменты.

Коррекция умений проводится индивидуально по ходу освоения практических навыков.

4. Коррекцию исходного уровня по возможности проведите по  ходу ответов студентов. При отсутствии такой возможности в заклю­чении по домашнему заданию разберите основные допущенные ошибки.

5. Из "Сборника ситуационных задач" предложите каждому сту­денту 2 задачи по теме занятия для самостоятельного письменного решения. Затем каждый студент должен самостоятельно проверить свою работу по эталонному ответу, исправить ошибки и по­ставить себе объективную оценку, которую Вы затем перепроверяете и оцениваете.

6. Для учебной курации образуйте несколько "малых групп" из студентов вашей группы. Предложите им по I больному для самостоя­тельной работы общепринятой схеме. В связи с тем, что предложен­ные больные учебной курации уже вышли из состояния шока, разреши­те студентам пользоваться историей болезни отделения.

7-8. Проведите по обычной схеме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

1. Назовите какие Вы знаете виды кровотечений в зависимости от источников.

2. Укажите виды кровотечений в зависимости от сроков возникновения.

3. Приведите характерные клинические симптомы кровотечения и острой крово­потери.

4. Дайте клиническую характеристику степеней тяжести кровопотери и соответст­вующих им показателей уровня гемоглобина, гематокрита и относительной плотности крови.

5. Назовите способы определения величины кровопотери.

6. Перечислите способы временной остановки кровотечения.

7. Какие Вы знаете правила наложения жгута?

8. Назовите способы окончательной остановки кровотечения.

9. Дайте определение шока

10. Изложите основные теории патогенеза травматического шока

11. Охарактеризуйте эректильную и торпидную фазы шока

12. Изложите классификацию шока

13. Приведите характеристику терминальных состояний

14.На каких признаках основывается диагностика травматического шока в поле­вых условиях

15.Изложите основные принципы профилактики и лечения травматического шока на этапах медицинской эвакуации

16.Охарактеризуйте объем противошоковой терапии на этапе врачебной и квали­фицированной хирургической помощи

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Укажите основные правила хранения и транспортировки крови и кровезамени­телей.

2.Назовите критерии пригодности и непригодности консервированной крови для переливания.

3.Назовите показания к переливанию крови и кровезаменителей.

4.Какие необходимо провести пробы перед переливанием крови?

5.Как проводился определение групп крови?

6.Назовите технику выполнения проб на индивидуальную и резус-совмести­мость.

7.Как проводится биологическая проба?

8.Укажите возможные реакции при переливаниях крови.

9.Какие Вы знаете осложнения при переливаниях крови?

10.В чем заключается профилактика и лечение гемотрансфузионного шока?

11.Назовите какие Вы знаете виды трансфузионных средств и показания к их при­менению.

12.Перечислите мероприятия медицинской помощи при кровотечениях на этапах медицинской эвакуации.

13.Каким образом проводится заготовка крови в полевых условиях?

14. Изложите патогенез СДС.

15.Приведите характеристику периодов клинического течения СДС.

16.Дайте классификацию СДС в зависимости от обширности повреждения и про­должительности сдавления тканей конечностей

17.Охарактеризуйте степени ишемии конечностей при СДС.

18.Изложите объем помощи при СДС на этапах медицинской эвакуации

19.Приведите показания к хирургическому лечению СДС

20.Изложите принципы патогенетической терапии СДС на этапе квалифицирован­ной хирургической и специализированной помощи

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:

Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основные материалы по теме:

Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии

Вспомогательные материалы по теме:

а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;

б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут пред­ложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;

в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.

7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)

1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.

2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982.

3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990.