МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ
Утверждено на заседании кафедры
протокол №___ от «___» _________ 200__ г
Зав. кафедрой:_________________________
КРОВОТЕЧЕНИЯ, ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК. СДС
(Учебно-методическая разработка для преподавателей)
ГОМЕЛЬ 200__ г.
Учебно-методическая разработка для преподавателей.
Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.
© Гомельский государственный медицинский институт, 200__
1.Введение (актуальность темы):Кровотечение является пусковым механизмом развития целого комплекса патологических реакций, приводящих к развитию опасных для жизни состояний ( травматический шок, ангиоспазм, остановка сердца). Изучение данной темы необходимо студентам для понимания природы развивающихся в организме защитных механизмов в ответ на кровопотерю. Изучение СДС помогает учащимся освоить патоморфологию развития ОПН – опасного для жизни состояния.
2. Цель занятия Целью практического занятия является умение поставить диагноз различных видов кровотечений и назначить необходимое лечение, научиться оказывать помощь больным с травматическим шоком и СДС.
3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).
При подготовке к занятиям студент должен знать;
- классификацию кровотечений в зависимости от его источника, времени его возникновение и степени кровопотери;
- клиническую картину кровотечения и острой кровопотери;
- определение степени кровопотери в полевых условиях;
- транспортировку, учет, хранение, распределение крови и плазмозаменителей в полевых условиях;
- показания к переливанию крови в ШП, ОМедБ дивизии (ШО), ВПХГ;
- организацию массовой заготовки крови в полевых условиях;
- разновидности трансфузионных и инфузионных сред, показания к их применению в полевых условиях;
- осложнения при переливании крови и плазмозаменителей и их лечение.
- классификацию по тяжести травматического шока;
- патогенез травматического шока;
- клинику, фазы развития;
- медицинскую сортировку и оказание противошоковой терапии на пале боя, МПБ, МПП;
- комплексную патогенетическую терапию на этапе квалифицированной помощи;
- показания и противопоказания к операции при шоке;
- этиопатогенез СДС;
- периоды клинического течения СДС и их симптоматику;
- объем оказания 1-й медицинской помощи;
- лечение СДС в МПП, ОМедБ (СМО), ГБФ.
К концу занятия студент должен уметь:
- определить группу крови по стандартным сывороткам;
- определить резус-совместимость;
- производить временную остановку кровотечения;
- оценивать качество консервированной крови и ее пригодность к переливанию;
- уметь производить пять реакций перед переливанием крови (определение группы крови донора и реципиента, определение групповой и индивидуальной совместимости, определение резус-принадлежности и резус-совместимости, биологической пробы);
- подготовить кровь к переливанию;
- заполнить систему для переливания крови;
- оформить документацию по переливанию крови в истории болезни.
- поставить и правильно сформулировать диагноз травматического шока и СДС;
- провести медицинскую сортировку пострадавшего, находящегося в шоке и СДС, на МПП, ОМедБ;
- оказать 1-ю медицинскую помощь, 1-ю врачебную и квалифицированную помощь раненому в шоке и с СДС.
4. ХРОНОКАРТА:
1. Вступительное слово к занятию. Ответ на вопросы студентов по домашнему заданию - 10 мин.
2. Опрос по домашнему заданию - 30 мин.
3. Отработка практических навыков - 80 мин.
4. Коррекция конечного уровня - 10 мин.
5. Подведение итогов. Задание на дом - 5 мин.
5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1-2.Во вступительном слове необходимо дать четкое представление о том, что кровотечение и кровопотерю следует относить к наиболее частым и опасным осложнениям боевых повреждений на войне.
Как правило, студенты не всегда самостоятельно усваивают основные особенности течения травматического шока при повреждениях различной локализации, поэтому почти во всех группах есть необходимость коротко (тезисно) перечислить эти особенности не ожидая вопросов по этому разделу домашнего задания.
Целесообразно во вступительном слове, при даче характеристики СДС остановиться на современных концепциях патогенеза, акцентируя внимание на необходимости знания этого вопроса в целях правильного построения схемы патогенетической терапии. Следует вселить оптимизм в вопросах лечения СДС.
К ответам на вопросы студентов целесообразно привлекать всю группу и только при отсутствии правильного ответа студентами необходимо на предложенный вопрос ответить самому.
3. Опрос по домашнему заданию проводится по обычной схеме. Управляя учебным процессом, удерживайте внимание всех студентов, предлагая им дополнительные, встречные, перекрестные вопросы. Вопросы формулируйте конкретно с учетом того, что Вы должны выяснить степень знания темы каждым студентом в течение не более 30 мин. Целесообразно предложить каждому студенту по 1-2 вопроса "не перемалывая учебник", а только выясняя степень знания.
1. Классификация кровотечений;
2. Клиника кровотечение и кровопотери;
3. Способы остановки кровотечений:
- на месте происшествия,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.