ОБ ОСОЗНАНИИ ДЕТЬМИ ФОНЕТИЧЕСКОИ СТОРОНЫ РЕЧИ
Изучение вопросов самосознания у детей имеет, кроме теоретического, большое практическое значение для дидактики детского сада, и в частности, для речевого развития детей. Оно, как известно, продукт развития ребенка - взаимоотношений его с другими людьми. Этой проблеме посвящены исследования С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божевич и других ученых.
Вопросы самосознания в дошкольном возрасте подвергались исследованию в плане формирования оценки и самооценки у детей (В.А.Горбачева)', осознания своих умений (Н.Е.Анкудинова) и поступков (И.Бронников), словесного состава речи (С.Н.Карпова). Как показали результаты исследований, ребенок довольно рано осознает себя как личность и способен к самооценке в самой элементарной форме. Уже в двухлетнем возрасте можно говорить об осознании детьми своих поступков, прежде всего в деятельности (игровой и трудовой). Характерно, что уровень оценки поступков является не только возрастной особенностью, но и показателем условий воспитания.
Многие исследователи отмечали, что так же рано дети начинают замечать недостатки в чужой и своей речи. На это указывали в своих работах А.Н.Гвоздев, С.Н.Бернштейн, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Е.И.Радина и другие.
А.Н.Гвоздев, говоря об этой особенности, подчеркивал, что дети рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими. Они отказываются произнести какое-либо слово, заявляя, что не могут этого сделать. Показателем сознательного отношения, к языку, по мнению А.Н.Гвоздева, является и недовольство ребенка по поводу подражания взрослых его неправильному произношению.
В последние годы в связи с решением проблемы подготовки ребенка к школе особое внимание уделяется речевому развитию детей дошкольного возраста. Под этим понимается не только практическое обучение речи, но и сознательное, произвольное оперирование с языком, его элементами и их закономерными связями (Ф.А.Сохин).
Д.Б. Эльконин утверждает, что речевая действительность, в частности звуковая материальная ее форма, рано становится объектом ориентировки и деятельности ребенка и тем самым объектом его наблюдения.
С.Н.Карпова проводит ту же мысль, подчеркивая, что подготовка ребенка к школе не может ограничиться развитием речи в процессе практического общения. Необходимо, чтобы сама речь и ее элементы стали предметом осознания ребенка, его сознательной деятельности.
Под руководством Ф.А.Сохина проведены исследования по проблемам развития речи, в которых рассматриваются и вопросы осознания языковых явлений дошкольниками (Г.П.Белякова, Е.М.Струнина, Г.А.Туманова, О.С.Ушакова и др.). Осознание речи, считал Ф.А.Сохин, имеет большое значение для общего речевого развития, потому что на основе его формируется произвольность речи. При ознакомлении со звуковым составом перед ребенком раскрываются общие свойства человеческой речи как процесса -дискретность, отдельность составляющих ее единиц и линейность, последовательность этих единиц.
Формирование осознания языковой действительности, по его мнению, можно назвать лингвистическим развитием ребенка. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон речи.
В связи с рассматриваемым вопросом представляет интерес исследование А.И.Максакова, в котором устанавливается, как дети старшего дошкольного возраста, имеющие дефекты произношения, воспринимают на слух недостатки в своей и в чухой речи. А.И.Максаков делает вывод об отсутствии у таких детей умения контролировать свою речь и подмечать в ней недостатки произношения в момент "говорения". Значительно чаще дети выявляют недостатки произношения в чужой, а также в своей речи, воспроизводимой магнитофоном. Несомненно, правилен вывод и о более высокой готовности к звуковому анализу слов в том случае, если они хорошо подмечают недостатки произношения в своей и чужой речи.
Мы полагали, что осознание детым своих умений в области звукопроизношения может стать важным стимулом в овладении навыками произношения звуков. Поэтому попытались проследить влияние специального обучения правильному звукопроизношению на понимание детьми фонетических особенностей своей речи в зависимости от возраста и одновременно проследить влияние этого процесса на формирование звукопроизношения.
С этой целью велись систематические наблюдения, за детьми, индивидуальные беседы, проведен эксперимент, выясняющий способности ребенка правильно оценивать свои умения в произношении звуков.
Беседы проводились с каждым ребенком индивидуально по предварительно разработанным вопросам. С отдельными детьми беседы проводились дважды: одна на первоначальном этапе обучения, другая - в конце его. Всем задавались одинаковые вопросы, помогающие выяснить умение оценивать свое и чужое произношение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.