Формирование связанной речи. Особенности формирования связанной речи у детей. Обогащения и активизация словаря

Страницы работы

Содержание работы

Тема: Формирование связанной речи.

План

1.  Сущность понятия связанная речь

2.  Виды связанной речи

3.  Особенности формирования связанной речи у детей

4.  Задача и содержание работы по развитию связанной речи

1.Под связанной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связанность речи – это связанность мысли, в ней отражается логика мышления ребенка, его умения осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Развитие связанной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, на занятиях.

Умение связанно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли.

Развитие выразительно связанной речи – составляющая часть развития общей культуры речи.

Развитие связанной речи связанно с решением звуковой части речевого развития.

-  Обогащения и активизация словаря

-  Оформление грамматического строя речи

-  Воспитание звуковой культуры речи

2. Известны два вида связанной речи – диалог и монолог.

Диалог

-  беседа нескольких человек не менее двух.

-  постановка вопросов и ответы на них.

Форма протекания деятельности, побуждающей к неполным, односложным ответам.

Основные черты деятельности – междометия, яркая интонация, выразительный жест, мимика.

Важно для диалогической речи  - умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог

-  связанная речь одного лица.

Основные черты – развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования.

Требуют более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению.

Основные черты монолога – произвольность, осознанность, умения избирательно пользоваться языковыми средствами, то есть употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции наиболее полно передающие мысль говорящего.

Развитие связанной речи у ребенка занимались О. Н. Соловьева, Е. И. Тикеева, А. П. Усова, Ушакова.

3. Формирование связанной речи, изменения ее функции является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка и взрослого.

Ребенок рано осваивает слово вместе с присущим ему значением. В начале отдельное слово имеет смысл предложения (1 – 1,5г), к одному году  десяти месяцам закрепляется умение пользоваться двухсловными и трехсловными фразами. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения  ребенка с окружающим миром.

Речь ребенка раннего возраста ситуативна, отрывочна и содержит не только слова, но и жесты, мимику. Ситуативная речь сохраняется в младшем дошкольном возрастах затем постепенно речь становится связанной, контекстной.

С ребенком раннего возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Большое внимание уделяется развитию разговорных навыков.

-  Ребенок учится слушать и понимать речь взрослых.

-  Отвечать на вопросы.

-  Высказываться в присутствии других детей.

-  Слушать других.

-  Учатся выполнять действия по словесным инструкции.

-  Повторять за воспитателем.

Вопросы для ребенка должны быть конкретными и понятными. ( Кто нарисован? Какие игры мы любим?)

Воспитатель вопросами побуждает ребенка к высказыванию и грамматически правильному выражению.

В среднем и в старшем возрасте ребенок овладевает основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Развитие речи
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0