Тема: Формирование связанной речи.
План
1. Сущность понятия связанная речь
2. Виды связанной речи
3. Особенности формирования связанной речи у детей
4. Задача и содержание работы по развитию связанной речи
1.Под связанной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связанность речи – это связанность мысли, в ней отражается логика мышления ребенка, его умения осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Развитие связанной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, на занятиях.
Умение связанно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли.
Развитие выразительно связанной речи – составляющая часть развития общей культуры речи.
Развитие связанной речи связанно с решением звуковой части речевого развития.
- Обогащения и активизация словаря
- Оформление грамматического строя речи
- Воспитание звуковой культуры речи
2. Известны два вида связанной речи – диалог и монолог.
Диалог
- беседа нескольких человек не менее двух.
- постановка вопросов и ответы на них.
Форма протекания деятельности, побуждающей к неполным, односложным ответам.
Основные черты деятельности – междометия, яркая интонация, выразительный жест, мимика.
Важно для диалогической речи - умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог
- связанная речь одного лица.
Основные черты – развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования.
Требуют более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению.
Основные черты монолога – произвольность, осознанность, умения избирательно пользоваться языковыми средствами, то есть употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции наиболее полно передающие мысль говорящего.
Развитие связанной речи у ребенка занимались О. Н. Соловьева, Е. И. Тикеева, А. П. Усова, Ушакова.
3. Формирование связанной речи, изменения ее функции является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка и взрослого.
Ребенок рано осваивает слово вместе с присущим ему значением. В начале отдельное слово имеет смысл предложения (1 – 1,5г), к одному году десяти месяцам закрепляется умение пользоваться двухсловными и трехсловными фразами. К двум годам речь ребенка становится основным средством общения ребенка с окружающим миром.
Речь ребенка раннего возраста ситуативна, отрывочна и содержит не только слова, но и жесты, мимику. Ситуативная речь сохраняется в младшем дошкольном возрастах затем постепенно речь становится связанной, контекстной.
С ребенком раннего возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Большое внимание уделяется развитию разговорных навыков.
- Ребенок учится слушать и понимать речь взрослых.
- Отвечать на вопросы.
- Высказываться в присутствии других детей.
- Слушать других.
- Учатся выполнять действия по словесным инструкции.
- Повторять за воспитателем.
Вопросы для ребенка должны быть конкретными и понятными. ( Кто нарисован? Какие игры мы любим?)
Воспитатель вопросами побуждает ребенка к высказыванию и грамматически правильному выражению.
В среднем и в старшем возрасте ребенок овладевает основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.