Качество оценочных суждений изменилось, лишь в редких случаях дети недооценивали или переоценивали свое произношение. Оценки стали менее категоричны, самооценки отличались большей развернутостью.
На вопрос: "Ты умеешь правильно произносить все слова и звуки или не умеешь?" дети отвечали:
Миша А. (5,6): "Умею. Да (убежденно), и "ш" тоже я умею: шапка, машина, барашек. Я не умел говорить звук "ш", не умел 'Чашина", говорил "маоына", "лучка" - "ручка", "лыба" -"рыба". Говорил "бла", а теперь говорю "бра".
Сережа Т. (5,6): "Я только не умел тогда, когда был маленький, не умел говорить две буквы: "лэ" и "нэ".
Андрей А. (5,7): "Я говорил "хьеб" вместо "хлеб". Володя, мой брат, тоже говорил "элитичка"„вместо "электричка", "табу-тетка" вместо табуретка".
Лида Г. (5,8): "Тогда плохо говорила. Говорят мне "рыба", а я говорила "лыба", вместо "р" говорила "л". По радио говорили, кто не умеет говорить "р", поучитесь".
Оценивая свое произношение, дети стали выделять не только слова, но и отдельные звуки.
Вася К. (5,5): "Я плохо говорю "ш" и "ч", мне что-то во рту мешает".
Лена Б. (5,8): "У меня плохо получается "р". Раньше я еще плохо говорила "шэ", а теперь правильно".
Ира Д. (5,7): "Я не умею говорить "пива".
- "Пила" - это слово, а какой звук в этом слове ты не умеешь произносить?"
-"Звук "л". Когда я была маленькая, я говорила "ак", а не "рак". Мой брат сказал мне: "Скажи "ра". Когда мне стало четыре с половиной года, я научилась говорить правильно".
Вера Д. (5,6): "Я не умею говорить слово "вопота", звук "вэ".
В результате экспериментального обучения изменилось осознание ребенком чужого произношения. Если вначале дети давали обобщенную оценку: "Саша Никишин говорит плохо", "Лида Иванова говорит "капушта", "Лариса Мараева говорит "сыска", "А еще Олег Шагабутдинов". Позднее детьми выделялись не только слова с дефектным звуком, но и сам звук:
Марина М. (5,3): "Ира не очень хорошо звук "р" говорит".
Сережа П. (5,6): "Света говорит "лыба", "шал", не умеет "рэ" говорить". Еще я думаю, Дима. Я помню, когда мы шли на бульвар, он на свой балкон сказал: "Самый боршой",вместо "большой".
Таким образом, осознание особенностей фонетической стороны речи проявляется в форме оцзнки и самооценки в результате постоянного воспитательного воздействия, в процессе формирования навыков звукопроизношения. Большую роль в этом играет оценочная деятельность взрослого, его установка на оценку.
Постоянное внимание к детской речи, индивидуальная работа, беседы способствуют тому, что дети начинают очень внимательно относиться к своему и чужому произношению, отмечать все неточности речи.
В развитии осознания детьми умений произносить звуки намечается две тенденции: I) рост правильных оценок и самооценок в связи с возрастом и под влиянием обучения; 2) появление правильных оценок своих умений у детей, обладающих дефектами произношения звуков.
Осознание фонетических особенностей своей речи, развиваясь в процессе учебной деятельности, вызывает у детей стремление говорить правильно и проявляется в потребности заниматься.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.