Опираясь на материалы исследований по данной проблеме, самооценку и оценку детей, мы рассматривали как одно из проявлений самосознания.
В опытной работе детям задавались следующие вопросы:
I. Подумай хорошо и скажи, ты умеешь правильно произносить все звуки или не умеешь? (Наряду с термином "произносить" употреблялся "говорить").
2. Какие звуки ты не умеешь произносить (или не умел прежде).
3. Кто еще в группе неправильно произносит звуки?
4. Какие звуки он (или она) произносит неправильно?
В случае, когда ответы детей не давали полного представления об их отношении к своим умениям, давались дополнительные вопросы: Кто тебя научил правильно произносить звуки? Как ты произносил звуки, когда был маленький? и другие. Иногда в процессе беседы ребенок сам задавал вопросы, выходящие за пределы намеченной темы. Для выяснения осознания ребенком своих умений дополнительно давали картинки с изображением знакомого предмета, предлагали назвать его и оценить, правильно ли .ребенок произносит слово или звук. Здесь собственная речь становилась предметом слухового восприятия и анализа.
За основной показатель осознания детьми своих умений была взята степень адекватности оценки его и чужого умения произносить звуки фактическим умениям детей.
Беседы с детьми четвертого года жизни помогли выяснить, что значительная часть детей не понимала смысла вопроса, они не могли мысленно представить свою речь и сделать ее предметом анализа. В ответ на вопрос, умеют ли правильно произносить звуки и слова или не умеют, дети либо молчали, либо отвечали, что не знают.
Дополнительно проведенные беседы, в которых речь детей была предметом их слухового восприятия, подтвердили, что анализ собственной речи трехлеткам недоступен. Так, ребенку предлагалось:
- Скажи "шапка". Ты правильно говоришь это слово?
- Скажи "ш-ш-ш". Ты правильно произносишь этот звук? Многие дети недоуменно молчали, другие отвечали, что не знают, или "правильно" (хотя произносили звук неправильно), заимствовав свои ответы из вопроса взрослого.
Вместе с тем наблюдения за детьми и записи их высказываний подтверждают выдвинутое Л.Н.Гвоздевым положение о том, что уже в этом возрасте помимо непосредственного подражания начинает играть роль и сознательное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи. Дети начинают понимать особенности своего произношения в целом. Это выражается в высказываниях детей по поводу своих речевых умений: "Не умею так", "Не могу так сказать", "Не получается".
Иногда неумение произнести слово или звук мотивировалось ребенком: "У меня слюни попадают в рот, потому не получается так" (3,2), произносит "сапка" вместо "шапка".
Намечается тенденция быстро схватывать особенности произношения окружающих детей и взрослых: "А почему бабушка говорит "магажин"? (3,6). Свидетельством некоторой осознанности своего произношения были сообщения о приобретенном умении произносить слово: "Я научилась говорить "комната" (звук "м" выделяет голосом, прежде говорила "конвата"). При восприятии звукового образа слова дети осознавали ошибочное звучание его в целом, но не выделяли неправильно произносимый звук в силу недостаточно развитого слухового анализатора и неумения дифференцировать.
Анализ бесед, проведенных с детьми пятого года жизни показал, что на данном возрастном этапе у детей формируется умение правильно оценивать особенности произношения звуков в своей и чужой речи. Степень сформированности этого умения находится в прямой зависимости от систематического обучения звукопроизношению. В экспериментальной группе 60% детей правильно оценили свое умение произносить звуки, в контрольной - только 34,7%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.