Анализ экспериментальных бесед, проведенных с детьми шестого года жизни, дает представление о том, что уровень оценки своего умения произносить звуки возрастает. Специальное обучение оказывает положительное влияние на осознание детьми особенностей своего произношения. Прослеживается та же закономерность, что и на пятом году жизни - умение оценивать свое произношение определяется в большей степени систематическим обучением и воспитательными воздействиями взрослых, чем возрастными особенностями детей.
Проиллюстрируем изменение в развитии умения детей оценивать особенности произношения звуков в своей и чужой речи на материале бесед с детьми, проведенных на первоначальном этапе обучения и в ходе его.
Светлана X. (5,0) - не произносит звук "р".
- Подумай хорошо и скажи, ты умеешь правильно произносить все звуки и слова или не умеешь?
- Не знаю, не все (думает), не-.', наверно, умею.
- Кто в вашей группе неправильно говорит?
- (Молчит). Я не знаю, не слышала, кажется, Саша.
- Как он говорит? Какие звуки не произносит?
- Как-то интересно, но я не помню.
Через 8 месяцев. Светлана X. (5,8) - все звуки произносит правильно.
- Ты умеешь правильно произносить все звуки и слова или не умеешь? Подумай и скажи.
- Да, я умею все звуки говорить правильно (смеется).
- Какие звуки ты раньше не произносила?
- "Речка".
- Это слово. А какой звук в этом слове ты не произносила?
- "Р-р". Моя мама, когда была маленькая, говорила вместо "ложка" - "рожка".
- Кто в группе у вас неправильно говорит?
- Оля Оганесова (ее подруга) "ж" не произносит, а остальное я не запомнила.
- Кто еще?
- Лариса Мараева.
- Как она говорит?
- "Хапка", а надо "шапка". А еще Саша, Андрей»
Лариса М. (5,7) - звуки "ж" и "ш" заменяет звуком "х".
- Подумай и скажи, ты умеешь правильно произносить все слова и звуки или не умеешь?
- (Долго молчит). Наверное, да. (Сомневается).
- А когда ты была маленькая, какие звуки не умела произносить?
- Не помню что-то.
- Кто в вашей группе неправильно говорит?
- Алеха Чудинов говорит хорошо, а кто еще, не знаю.
Через 4 мес. Лариса М. (5,11) звуки "ж" и "ш" по-прежнему заменяет звуком "х".
На вопрос, умеет ли правильно произносить звуки, отвечает: "Нет, не умею, но научусь".
- Какие звуки ты не умеешь произносить?
- "Хэ".
- Кто у вас в группе неправильно произносит звуки?
- Саха, Ильский Андрей.
- Какие звуки они не произносят?
- Андрей не говорит "р-р-р", а Саха непонятно, я не могу так сказать.
Из этих бесед становится очевидным, как специальное обучение, систематическое воспитательное воздействие педагогов и родителей не только содействовали формированию звука "р" у Светланы X., но и способствовали развитию у них осознания фонетической стороны речи.
В первой беседе обе девочки не могли правильно оценить свое произношение, затруднялись и в оценке речи товарищей. Спустя определенный отрезок времени, в течение которого с детьми проводилась работа по воспитанию звуковой культуры речи, направленная на развитие речевого слуха и речедвигательного аппарата, дети правильно оценили свои умения и соответственно произношение других ребят.
Анализ результатов экспериментального обучения шестилеток показал, что наблюдается некоторая возрастная динамика. Они б равной степени правильно оценивали чужое (88,9%) и свое собственное произношение (85,1%). У них тоже наблюдается зависимость осознания фонетических норм от произносительных умений. Так, из всех детей, неправильно оценивавших свое произношение, половина имела дефекты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.