Особенности понимания смысловой стороны слова дошкольниками. Задачи речевого развития. Метод ассоциаций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОИ СТОРОНЫ СЛОВА ДОШКОЛЬНИКАМИ.

1

1' В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Работа над словом, направленная не только на расширение активного словаря, но и на формирование умений задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи.

Понимание всего многообразия лексических значений слова • происходит у ребенка не сразу, а развивается и обогащается долгие годы. Однако,  как подчеркивают многие исследователи,  его целенаправленное формирование необходимо начинать как можно раньше. Дальнейшая работа над осознанием детьми смысловой сто-•  роны слова обеспечит семантическую точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, а также будет содействовать развитию умений свободно выбирать языковые средства (слова,  словосочетания) , которые наиболее точно связываются по смыслу, У^   Исследователи предлагают вводить слова в языковую систе-^    му, учитывая такие их особенности: непосредственную связь слова с предметным миром, смысловые (семантические)  связи слова с другими словами, изменение лексического значения слова в зависимости от контекста, ассоциации, связанные со словом (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.И.Гвоздев, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, В.В.Виноградов, Н.И.Жинкии, Д.Н.Богоявленский, Л.ВДерба, Д.Н.Шмелев).

Наша работа примыкает к исследованиям, разработанным под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, в которых главным условием овладения родным языком является элементарное осознание языковых явлений. В этом же направлении мы продолжаем изучение семантики детской речи, начатое Ё.М.Струниной.

Ее работа, специально -посвященная пониманию смысловой стороны слова старшими дошкольниками, доказывает, что в развитии речи необходимо повысить роль слова как структурной единицы языка, определяющим свойством которого является семантическое содержание,. Ознакомление детей с многозначными словами, формирование умений семантически точно использовать в речи лексические средства, оказывает влияние на речевое и интеллектуальное развитие в целом и на развитие связной речи в частности.

В методике развития речи дошкольников в детском саду достаточно широко раскрыты приемы специальной работы по обогащению и активизации словаря в разных видах деятельности. Однако проблема работы над пониманием смысловой стороны слова остается недостаточно изученной. Так, не установлено содержание этой работы на этапе обучения в средней группе детского сада, не выявлены особенности понимания, употребления и объяснения слов детьми разных возрастных ^рупп, мало рассматривались и пути поиска слова в определенном семантическом пространстве методом ассоциативного эксперимента.

2Л Задачи речевого развития диктуют в качестве актуальной работу над пониманием смысловой стороны слова и необходимость разработки методики, формирующей умения отбора наиболее точных слов в соответствии с речевым контекстом именно с детьми пятого года жизни.

Тот или иной уровень овладения словом свидетельствует об определенной степени умственного развития ребенка, раскрывает особенности его мыслительной деятельности (Л.А.Венгер,Н.Н.Под-дьяков, Ф.А.Сохин, О.М.Дьяченко, И.Н.Брокане и др.).

Ндиницы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Они образуют, несмотря на огромное количество единиц и многомерный характер их отношений, определенную систему.

Лингвисты называют лексической системой внутренне организованную совокупность постоянно действующих языковые: элементов, закономерно связанных между собой относительно устойчивыми отношениями. Системный характер лексики и закономерности семантических связей между языковыми единицами рассматриваются многими учеными в разных аспектах (Ф. де Соссюр, А.А.ГЬтебня, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Ю.Д.Апресян, Ю.С.Степанов, Ю.Н.Караулов, Д.Н.Шмелев, Н.М.Шанский),

Семантическое поле является наиболее полным и адекватным отражением лексической системы языка, тех разнообразных связей слов, которые существуют в языковом сознании людей.

Слова в семантическом поле находятся в определенном порядке и в определенных отношениях между собой, они сгруппированы вокруг центральной единицы, которая сю ими значениями пронизывает все другие слова,  входящие в это поле. Такую единицу называют "ядром". У каждого человека лексико-сзмантическое поле количественно и качественно индивидуально,  своеобразно. А у дошкольников,  как показывают наблюдения,  эти различия и своеобразие проявляются еще в большей степени. Именно поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности в развитии словаря ребенка и беречь это своеобразие.

Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей,  как считает А.Р.лурия, является метод ассоциаций.

А.Н.Гвоздев считал, что дети рано начинают понимать, в какую семантическую систему включено слово, а иногда они ко гут быстро и самостоятельно устанавливать ассоциации между предметом и названием.

Каждое сло_э, вызывая семантическое поле, оказывается вовлеченным в целую сеть непроизвольно всплывающих смысловых . ассоциаций. Слова, образуя ассоциативное поле САП), запоминаются значительно легче

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0