Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(ПГУПС)
Кафедра «Электроснабжение электрических железных дорог»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
По дисциплине «Экономика хозяйства электроснабжения»
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА МАСТЕРСКИХ ЭЧ
И ДОРОЖНЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ
Выполнил студент
Группа V-ЭС
Проверил
Санкт-Петербург
2007
ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
L – протяженность электрифицируемого участка, км;
Т – расчетный срок, лет;
Е – норма дисконта, %.
Оценка эффективности инвестиционных проектов может быть проведена на примере перевода участка железной дороги с тепловозной тяги на электрическую. При электрификации вносятся капитальные вложения, которые могут окупиться только за счет снижения эксплуатационных расходов.
Выгодность применения электрической тяги зависит от многих факторов, главными из которых являются:
грузонапряженность линии;
профиль пути;
цены на дизельное топливо и электроэнергию;
стоимость локомотивов;
стоимость устройств электроснабжения;
условия ремонта и эксплуатации локомотивов и др.
Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.
Современный подход требует определения эффективности с трех позиций:
народнохозяйственной;
коммерческой;
бюджетной.
При оценке эффективности должны соблюдаться основные принципы: сопоставимость сравниваемых вариантов инвестиционных проектов по методам исчисления и учету показателей, по применяемой нормативной информации, по условиям расчета показателей эффективности;
учет влияния на реализацию инвестиционных проектов таких элементов экономического воздействия как инфляция, система налогообложения;
рассмотрение проекта на протяжении расчетного периода;
моделирование денежных потоков, включающее все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы.
Эффективность электрификации определяется народнохозяйственным эффектом, который зависит от:
результатов, достигаемых непосредственно на железнодорожном транспорте; внетранспортного эффекта, получаемого от внедрения проекта в остальных отраслях народного хозяйства;
социальных и экологических результатов, часто не поддающихся стоимостной оценке, которые могут рассматриваться как дополнительные показатели эффективности.
Сравнение инвестиционных проектов и выбор наиболее эффективного из всех может производиться с использованием показателей: чистого дисконтированного дохода – ЧДД;
внутренней нормы доходности – ВНД;
индекса доходности – ИД;
срока окупаемости – .
ЧДД определяется как превышение результатов над затратами за весь расчетный период Т, который измеряется числом шагов расчета, за шаг принимается обычно год. Если ЧДД положителен, то проект считается эффективным и может рассматриваться вопрос о его принятии.
ВНД – это норма дисконта, при которой получаемые результаты (доходы) становятся равными затратам на проект, т. е. расчетная процентная ставка, при которой ЧДД = 0.
ИД определяется отношением суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений. Величина ИД больше единицы означает, что ЧДД положителен и наоборот. Чем выше значение ИД, тем выгоднее проект.
Срок окупаемости проекта – это срок возврата инвестиций, т. е. период, за который инвестиции покрываются суммарными эффектами. Для определения рассчитывается период, за пределами которого ЧДД становится и остается неотрицательным.
При экономической оценке реальных проектов определяются составляющие затрат и экономия эксплуатационных расходов с использованием текущего уровня цен, величины инфляции и значения процента банковского кредита, что следует использовать и в дипломных проектах.
Для ознакомления с методикой расчета в рамках практического занятия можно использовать удельные показатели, отнесенные к одному км электрифицируемого участка, взятые по данным реальных проектов.
Капитальные затраты приведены в табл. 1
Таблица 1
Удельные капитальные затраты на электрификацию железных дорог
При эксплуатации электрифицированного участка появляются эксплуатационные расходы, удельные значения которых приведены в табл. 2.
Таблица 2
Удельные эксплуатационные затраты по хозяйству электроснабжения
Сту =135,56 тыс. руб./км.
Экономия эксплуатационных расходов при переходе с тепловозной тяги на электрическую зависит от многих условий:
сокращения энергетических затрат;
сокращения затрат на ремонт локомотивов;
повышения средней массы грузового поезда;
повышения средней участковой скорости;
ликвидации выбросов от тепловозов, загрязняющих атмосферу;
удлинения плеч обслуживания локомотивов;
сокращения затрат на ремонт подвижного состава;
ускорения оборота вагонов; сокращения времени следования пассажиров и т. д.
В реальных проектах, в том числе и при дипломном проектировании, следует произвести расчет этих показателей.
В рамках практического занятия можно принять удельные эксплуатационные затраты при тепловозной тяге равными 135,56 тыс. руб./км.
РАСЧЁТ:
Капитальные затраты:
Разница в годовых эксплуатационных затратах:
, где – эксплутационные затраты при тепловозной тяге;
– эксплуатационных затрат при электрификации.
Рассчитать ЧДД по формуле:
, где Т – расчетный период;
Е – норма дисконта;
- разница в годовых эксплуатационных затратах при тепловозной тяге и электрической, тыс. руб.;
К – капитальные вложения в электрификацию, тыс.руб.;
t – шаг расчета.
Построить зависимость ЧДД от времени и определить точку пересечения значением ЧДД нулевого значения, которая и будет сроком окупаемости.
ВЫВОД:
Проект считается не эффективным, т.к. на расчетный период (10 лет) ЧДД<0 и капитальные вложения не окупились. не переходит через нулевую точку. Капитальные вложения полностью не окупятся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.