Доклад
В условиях экономических преобразований, происходящих в России уже более 10 лет, особое значение для экономики страны имеет стабильно функционирующий железнодорожный транспорт. Эффективная работа железных дорог непрерывно связана с повышением эффективности использования всех производственных ресурсов и, в первую очередь, основных производственных фондов (ОПФ). Основные фонды являются тем экономико-производственным потенциалом устойчивой работы железнодорожного транспорта, который позволяет снизить эксплуатационные расходы, повысить производительность труда работников, обеспечить удовлетворение возрастающих требований пользователей к качеству услуг, предоставляемых транспортом.
В связи с этим анализ проблем эффективности использования ОПФ железнодорожного транспорта, совершенствование экономической оценки резервов его повышения являются весьма актуальными.
В дипломном проекте, на примере Путевой машинной станции № 75 подразделения филиала «Путьрем» ФГУП Октябрьской железной дороги (ПМС-75) освещены вопросы учета и аудита основных фондов, а также выполнен анализ ОФ.
В 2001 году ОФ ПМС-75 на конец года оценивались в 493346 тыс. руб. на конец 2002 года в 593353 тыс. руб. В динамике наблюдается значительное изменение стоимости ОФ в целом, а также наблюдается изменение стоимости и по группам в основном по группе «транспортные средства» и «машины и оборудование».
Анализ показал, что стоимость ОПФ большее изменяется под влиянием переоценок, чем в результате реального движения ОС. (Рис.5) Коэффициент ввода составил в 2001 году 3%, в 2002 году 3,2%; коэффициент выбытия в 2001 году 1,3 %, в 2002 году 3,8% а коэффициент прироста ОФ в 2001 году 1,7 %, а в 2002 году произошло снижение на 0,6%. (Таблица 3)
Анализ коэффициентов переоценки по основным группам ОФ и темпов роста оптовых цен в промышленности показали неадекватность проводимых на железнодорожном транспорте переоценок макроэкономическим процессам, происходящим в стране за последние годы.
Неправильная оценка стоимости ОС не только искажает общую картину финансового состояния предприятия, но и вызывает:
§ неточное начисление амортизации, а следовательно себестоимости, доходности, рентабельности;
§ искажение сумм причитающихся налогов, в первую очередь налогов на имущество и прибыль;
§ неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;
§ неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование ОС (степень износа, коэффициент ввода и выбытия, показатели эффективности: фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость) и, как следствие, проведение несбалансированной инвестиционной политики.
Выполненный анализ структуры ОФ показал, что ОПФ ПМС-75 в 2001 году составили 99,9 % всех основных фондов, а в 2002 году 99,7%. Следует отметить также изменения в структуре ОПФ. Так в 2002 по сравнению с 2001 годом увеличилась доля транспортных средств на 7,8 % и уменьшилась доля зданий на 3,6%, машин и оборудования на 2,7% и сооружений на 1,5%. (Рис.6)
Основным показателем, характеризующим техническое состояние ОФ, является коэффициент износа. Чем больше его величина, тем хуже техническое состояние объектов, выше затраты на их ремонт, а следовательно выше себестоимость перевозок.
Анализ износа ОФ проводился как в целом по ПМС-75, так и по функциональной принадлежности ОФ.
Анализируя рассчитанные показатели необходимо отметить, что общий процент износа ОФ увеличился с 47,1% в 2001 году до 58,3 % в 2002 году.
Наибольшее увеличение износа наблюдается по активной части ОФ в 2001 году по отношению к 2001 году он увеличился в 1,2 раза.
Состав и качество ОФ пмс-75 характеризуется резкими негативными сдвигами возрастной структуры их активной части, произошедшей в последние годы.
Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что для ПМС-75, также как и для всего железнодорожного транспорта характерен высокий износ ОПФ и на балансе ПМС-75 большое количество ОС, полностью выработавших нормативные сроки службы.
Широкомасштабное обновление ОПФ железнодорожного транспорта возможно за счет следующих источников:
- привлечение инвестиций для обновления ОФ;
- увеличение объема собственных средств;
- вывод с баланса предприятий и подразделений отделения дороги устаревших и выработавших нормативные сроки ОФ.
В настоящее время финансирование модернизации ОФ за счет собственных средств предприятий железнодорожного транспорта возможно из прибыли и за счет средств амортизационного фонда. Амортизационный фонд – один из важнейших источников собственных инвестиций, направленных на модернизацию производственной базы, техническое перевооружение, капитальное строительство, разработку и внедрение инноваций.
Объем амортизационного фонда, в свою очередь, непосредственно зависит от способов начисления амортизации.
В связи с особенностями функционирования железнодорожного транспорта весь накопленный амортизационный фонд централизуется МПС. У подразделений дорог таких, как ПМС-75, нет средств для самостоятельного приобретения основных фондов, что отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятий. Считаю подобную полную централизацию средств амортизационного фонда излишней, это полностью лишает предприятие самостоятельности в принятии решений и возможности приобрести необходимые средства труда.
|
Рис. 1 Организационная структура Путевой машинной станции № 75.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ПМС-75
№ п\п |
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение (+; - ) |
индекс динамики |
||
2001 |
2002 |
в абсолютном выражении |
в % |
|||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Объем выполненных работ в прив.км |
179,3 |
190,3 |
11 |
0,06 |
1,06 |
2 |
Объем выполненных работ в стоимостном выражении тыс.руб. |
101046 |
5288 |
-95758 |
-0,95 |
0,05 |
3 |
Средняя численность персонала, чел. |
310 |
293 |
-17 |
-0,05 |
0,95 |
4 |
Средняя стоимость основных фондов в том числе производственных |
483705 |
596931 |
113226 |
0,23 |
1,23 |
482102 |
595024 |
112922 |
0,23 |
1,23 |
||
5 |
Доходы - всего, тыс.руб. в том числе: |
121568 |
6006 |
-115562 |
-0,95 |
0,05 |
6 |
от основной деятельности |
101046 |
5288 |
-95758 |
-0,95 |
0,05 |
7 |
от операционной деятельности |
20515 |
718 |
-19797 |
-0,97 |
0,03 |
8 |
от внереализационной деятельности |
7 |
-7 |
-1,00 |
0,00 |
|
9 |
Расходы - всего, тыс.руб. в том числе: |
127988 |
102451 |
-25537 |
-0,20 |
0,80 |
10 |
материальные затраты |
33168 |
39925 |
6757 |
0,20 |
1,20 |
11 |
затраты на оплату труда |
20869 |
12648 |
-8221 |
-0,39 |
0,61 |
12 |
отчисления на социальные нужды |
7638 |
4522 |
-3116 |
-0,41 |
0,59 |
13 |
амортизация основных средств |
37436 |
30903 |
-6533 |
-0,17 |
0,83 |
14 |
прочие затраты |
1534 |
9202 |
7668 |
5,00 |
6,00 |
15 |
Расходы от операционной деятельности |
27097 |
5207 |
-21890 |
-0,81 |
0,19 |
16 |
Расходы от внереализационной деятельности |
246 |
44 |
-202 |
-0,82 |
0,18 |
17 |
Средняя выработка одного работающего, тыс.руб. (п.2/п.3) |
0,58 |
0,65 |
0,07 |
0,12 |
1,12 |
18 |
Фондоотдача (п.2/п.4) |
0,00037 |
0,00032 |
-0,00005 |
-0,14 |
0,86 |
19 |
Материалоотдача (п.2/п.10) |
0,0054 |
0,0048 |
-0,0006 |
-0,12 |
0,88 |
20 |
Материалоемкость выполненных работ |
185,0 |
209,8 |
25 |
0,13 |
1,13 |
21 |
Трудоемкость выполненных работ |
1,7 |
1,5 |
-0,2 |
-0,11 |
0,89 |
22 |
Амортизациеемкость выполненных работ |
208,8 |
162,4 |
-46 |
-0,22 |
0,78 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.