Лекция №2
ТРАНСПОРТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Л- ра «Экономика ж.д.транспорта» под редакцией В.А.Дмитриева мтр.7
Транспорт – является составной частью всех стадий производства продукции предприятий отрасли народного хозяйства.
Транспорт – это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: ж.д., автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного и городского.
Транспорт – это связующее звено между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого рыночные отношения невозможны. В своем развитии транспорт тесно взаимодействует со всеми отраслями производства. Для предприятий промышленности главным является – производство продукции для обмена и потребления. Назначение ж.д.транспорта состоит в том, чтобы перемещать эту продукцию. Иначе говоря , транспорт продолжает процесс производства. Производство любой продукции заканчивается ее доставкой к месту потребления. Поэтому транспорт продолжает и заканчивает процесс создания продукции всех отраслей народного хозяйства.
Схема кругооборота капитала (денежных средств) промышленности.
РС( рабочая сила)
Д(деньги) . . . П (пр-во) . . . Т' товар - Д' (доход)
СП(средства пр-ва)
1 стадия 2 стадия 3 стадия
сфера обращения сфера пр-ва сфера обращения
Т', товар обмениваемый на Д' деньги (доход).
На каждой стадии происходит транспортирование (перемещение). На 1 и 3 стадии действует так называемый транспорт общего пользования /авто, ж.д., воздушный, морской, речной/.
2 стадия – внутрипроизводственный транспорт /подъездные пути промышленных предприятий/. Он используется для данного предприятия и принадлежит данному предприятию.
Транспорт является необходимым условием производства любой продукции.
Учитывая важную роль ж.д.т.в экономике, его рассматривают как самостоятельную сферу материального производства на ряду с промышленностью и с/хозяйством.
Схема кругооборота капитала на транспорте.
РС
Д . . . П - Д' (оплата)
СП
1 стадия 2 стадия
Формула кругооборота транспортного капитала показывает и особенности самого транспорта: 1/ отсутствие готового продукта в виде товара Т; 2/ в составе производства (СП) отсутствует сырье.
Особенности продукции транспорта.
1/ Основная – состоит в том, что продукция транспорта невещественна, т.е.новые вещи не производятся ,а лишь перемещает продукцию предприятий.
2/ Процессы производства и потребления транспортной продукции не разделены во времени, а происходят одновременно.
Потребляется сам процесс производства, а не продукт который может быть отделен от произведенного продукта. Продукция транспорта не может быть создана в запас.
3/ Во время транспортировки предмет труда не становится собственностью транспорта, но созданная на транспорте стоимость добавляется к стоимости перевозимых грузов.
Транспортная продукция имеет свои измерения:
- грузооборот – т.км нетто - pl
- пассажирооборот – пасс.км - al
в целом по перевозкам – приведенные т км - pl +К al
К – коэффициент приведения, учитывающий различную трудоемкость и себестоимость грузовых и пассажирских перевозок. К> 1.
Кроме названных показателей продукция транспорта может измеряться в тоннах отправленных грузов фиксируемых в пункте отправления и по количеству отправленных пассажиров.
Транспортная система России.
Схема на стр.16
Все виды транспорта общего пользования играют важную роль в экономике страны. Причем каждый вид транспорта имеет свою сферу рационального применения.
3. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Л-ра «Экономика ж.д.т.» под редакцией В.А.Дмитриева стр.18.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта.
Воздушный транспорт – применяется когда требуется срочная доставка грузов.
Недостаток – большая стоимость перевозок.
Речной, морской – имеют низкую себестоимость перевозок.
Недостаток – сезонность перевозок и ограниченность.
Автомобильный – вне конкуренции при перевозках на короткие расстояния.
Ж.д. – основной вид транспорта . Около 40% грузо и пассажирооборота осуществляется по железной дороге.
Достоинства – 1/регулярность перевозок
2/ высокая провозная способность
3/ универсальность /возможность перевозить почти все виды грузов/
1988 год – 42 млн.т км брутто км в год
1998 год – 17 млн.т.км брутто км в год
1999 год – 19 млн.т.км брутто км в год.
Развернутая длина главных путей – 126 тыс.км
Эксплуатационная длина главных путей – 86 тыс.км.
Протяжение с рельсами Р-75, Р-65 на главных путях –93,2%
Протяженность б/пути - 57,8%
Октябрьская ж.д. – Развернутая длина главных путей = 13000 км.
Основные направления транспортной политики.
Основными направлениями являются:
1/ создание высокоэффективной современной транспортной системы, комплексное ее развитие, обеспечивающее связи между регионами страны, и межгосударственные с зарубежными странами.
2/ полное, бесперебойное, устойчивое удовлетворение потребностей экономики страны в перевозках грузов, почты, багажа.
3/ повышение качества транспортных услуг, расширение их ассортимента.
Управление на ж.д.транспорте.
Стр.29 Дмитриев В.А.
Управление – это вид деятельности, функция по руководству людьми в организациях, общественных производствах, на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и.т.д.
/схема на стр.32 цели,принципы/ъ
Совершенствование структуры управления ж.д.т.и хозяйства.
|
-
|
|
|
- воздушный
- автомобильный
МПС – управляет деятельностью подчиненных железных дорог, предприятий и организаций непосредственно руководит перевозочной работой.
Основные задачи МПС:
1/ создание условий для устойчивой работы ж.д.т.с целью обеспечения потребности в перевозках и услугах жизни деятельности всех отраслей экономики
2/ создание сферы услуг с целью обеспечения конкурентоспособности
3/ разработка стандартов и норм определяющих порядок функционирования ж.д.т.
4/ разработка предложений и реализация программ по развитию отрасли, внедрение новой техники и технологий
5/ организация работ по обеспечению движения поездов
Управление строится на сочетании территориального и отраслевого (производственно – технического) принципов. По территориальному признаку железнодорожная сеть делится на дороги и отделения;
По производственному - на главные управления МПС, службы дорог, отделы отделений и предприятия;
По функциональному признаку – на управления МПС и их подразделения на дорогах, занимающихся прогнозированием, планированием, финансированием, учетом.
Функциональные управления и отделы МПС не имеют распорядительных функций и не могут давать предприятиям распоряжений, не согласовав их с главными отраслевыми управлениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.