переводе - хозяйство, ведущееся в соответствии с определенными законами, правилами, нормами. Этот термин ввел в обиход греческий философ Ксенофонт.
В настоящее время термин «экономика» имеет два значения:
Во-первых, экономика – это само хозяйство, в широком смысле этого слова, т.е. совокупность всех средств, предметов вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей
Во-вторых, экономика – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Для того, чтобы разделить понятия экономики как хозяйства и как науки в иностранной литературе существует два термина «экономика» - в непосредственном, натуральном проявлении и «экономикс» - экономическая наука, а точнее экономическая теория.
Существует три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики:
1) экономика изучает процесс создания и использования материальных благ (А. Смит);
2) экономика изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния (А. Маршалл);
3) экономика изучает деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг (в современном понимании).
Экономика по сути дела должна дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
1. Что следует производить и в каком количестве? - (объем и структура производимой продукции)
2. Как надо производить, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий? – (технология)
3. Для кого производить и как они распределяются между потребителями? - (сфера потребления)
Транспорт как совокупность средств производства, техники, технологий, рабочей силы является объектом изучения многих наук – технических, естественных, географических, экономических и др.
2. Понятие экономики транспорта, задачи и методы ее изучения
Общий курс экономики является теоретической основой экономики транспорта, который в свою очередь тесно связан с такими дисциплинами как общая теория статистики, статистика отрасли, бухгалтерский учет и аудит, организация и планирование производства и др.
Экономика транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. Транспорт связан со всеми отраслями экономики страны, с предприятиями, с населением, трудовыми коллективами.
Экономика железнодорожного транспорта – наука, изучающая взаимоотношения, которые возникают в процессе перевозок между железной дорогой, с одной стороны, и грузоотправителем, грузополучателем, поставщиками, населением, трудовым коллективом, с другой стороны.
Экономика транспорта должна ответить на три вопроса:
1. Что следует производить и в каком количестве? - т.е. определить объем и структуру перевозок.
2. Как надо производить, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий? – т.е. определить источники ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) и технологию процесса перевозок
3. Для кого производить и как они распределяются между потребителями? – т.е. определить рынок потребителей и его сегменты.
Экономика транспорта исследует:
1) роль транспорта в экономике страны;
2) направления и темпы развития;
3) организацию управления, труда и заработной платы;
4) планирование перевозок;
5) использование подвижного состава и постоянных устройств;
6) планирование капитальных вложений и капитального ремонта;
7) планирование эксплуатационных расходов, себестоимости, ценообразование;
8) финансирование;
9) методы анализа производственно-финансовой деятельности.
Цель транспорта – четко и своевременно обеспечивать перевозки грузов и пассажиров, почты, багажа и оказывать услуги с высоким качеством и постоянным стремление к снижению издержек, тарифов и цен на все виды услуг, работ и продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) организация эффективной работы трудовых коллективов;
2) экономическое обоснование технических решений;
3) определение экономической эффективности внедрения новой техники;
4) технико-экономические расчеты и определение потребности в рабочей силе, фонде заработной платы, себестоимости, рентабельности и других экономических показателей.
Методы изучения курса:
1) методы диалектики, т.е. исследование взаимодействия экономических явлений, их возникновения, развития с учетом возможных противоречий и их разрешений;
2) методы определения перехода количества в качество и наоборот;
3) методы приема выбора правильных решений (экономико-математические методы, методы оптимизации вариантов, методы обработки статистической информации, методы экспертных оценок и др.)
4) логические методы сочетания индукции (от фактов и к теории, от части к общему) и дедукции (от теории к практике, от общего к частному)
К методам исследования проблем экономики транспорта следует отнести
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.