3. Анализ внешней среды фирмы
3.1. Отраслевые показатели и динамика рынка
Рассмотрим рынок жилья «А»
Определим и сопоставим объем продукции на рынке в стоимостном выражении за последние 3 года на основе исходных данных таблицы 1И. Предварительно переведем объемы СМР в уровень цен Хо года с учетом индекса инфляции (4%). Таблица 3.1.
Объемы продукции в ценах Хо года, млн.р.
показатели |
конкуренты |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Хо, год |
276,48 |
383,40 |
159,84 |
173,07 |
208,98 |
1 201,77 |
Х-1, год |
294,84 |
194,59 |
185,05 |
194,59 |
204,70 |
1 073,78 |
Х-2, год |
190,11 |
227,20 |
148,35 |
173,47 |
173,47 |
912,60 |
Занесем итоговые показатели табл. 3.1. и показатели объема рынка в натуральном выражении (тыс. м2) из таблицы 1И в таблицу 3.2. Определим прогнозные показатели на Х+1 год для этой таблицы (рынок жилья «А»):
-количество квартир (табл. 2.7.) 1422;
-объем рынка в натуральном выражении 1422*49,2/1000=69,96 тыс.м2;
-средняя цена 1 м2 жилья 1201,77/65,4=18,37 тыс.р.;
-объем рынка в стоимостных показателях 69,96*18,37=1285,6 млн.р.
Оценим темпы роста рынка и изменения в темпах роста (начиная с Х-1 года) с помощью показателей: темп роста рынка и коэффициент динамики темпов роста рынка. Темп роста рынка в каждом году определим отношением объема продукции данного года к объему продукции предыдущего года:
В натуральных показателях: 59,8/54,4*100%=109,9%
В стоимостных показателях: 1073,78/912,6*100%=117,6%
Коэффициенты динамики темпов роста определяем отношением темпов роста в текущем году к темпам роста прошлого года.
Таблица 3.2.
Показатели объемов и динамики рынка
год |
объем |
объем |
темп роста |
коэффициент |
стадия |
рынка, |
рынка, |
рынка, % |
динамики |
жизненного |
|
тыс.м2 |
млн.р. |
натур/стоим |
натур/стоим |
цикла |
|
Х-2 |
54,4 |
912,6 |
- |
- |
- |
Х-1 |
59,8 |
1073,78 |
109,9/117,6 |
- |
Насыщение |
Хо |
65,4 |
1201,77 |
109,3/111,9 |
0,99/0,95 |
Насыщение |
Х+1 |
69,96 |
1285,6 |
106,8/106,9 |
0,97/0,95 |
Насыщение |
Х+3 |
- |
- |
Постепенное сокращение, замедление роста рынка |
Сокращение |
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке
Для построения карты стратегических групп на рынке «А» сначала очертим круг характеристик конкурентов и продукции с целью более четкого позиционирования их на рынке.
Таблица 3.3.
Основные показатели деятельности конкурентов на рынке
Наименование показателей |
Значение показателей по конкурентам |
Среднее по отрасли |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Цена 1 м2, тыс.р., в Хо году |
18,43 |
19,27 |
18,37 |
17,14 |
17,86 |
18,21 |
в Х-1 году |
16,38 |
17,37 |
18,50 |
19,08 |
19,68 |
18,20 |
в Х-2 году |
15,84 |
16,11 |
19,52 |
14,83 |
19,27 |
17,12 |
Рентабельность, %, в Хо году |
23,08 |
17,16 |
7,64 |
15,91 |
18,53 |
16,46 |
в Х-1 году |
19,05 |
26,00 |
26,00 |
23,97 |
26,12 |
24,23 |
в Х-2 году |
18,80 |
23,30 |
14,67 |
21,22 |
10,41 |
17,68 |
Доля субподряда, %, в Хо году |
19,75 |
0,00 |
11,89 |
10,40 |
10,81 |
10,57 |
в Х-1 году |
5,93 |
12,83 |
12,03 |
13,47 |
10,26 |
10,90 |
в Х-2 году |
9,56 |
7,81 |
14,73 |
10,23 |
14,72 |
11,41 |
Загрузка ПМ, %, в Хо году |
93,75 |
95,22 |
91,58 |
90,18 |
93,60 |
92,86 |
Цена 1 м2 жилья определена делением приведенных к ценам Х0 года объемов продукции в стоимостных показателях (из табл. 3.1) на объемы продукции в натуральных показателях (из табл. 1И): 276,48/15=18,43
Рентабельность в данном случае рассматривается как отношение прибыли к себестоимости. Поскольку рассчитывается относительная величина, то можно воспользоваться показателями объема продукции в стоимостном выражении и показателями себестоимости продукции из табл. 1И без приведения их к уровню цен Х0 года (276,48/224,64-1)*100%=23,08%
Доля субподряда – это удельный вес стоимости субподрядных работ в объеме работ в стоимостном выражении. 54,6/276,48*100% = 19,75%
Показатель загрузки ПМ определяется отношением годового объема работ в натуральных показателях к показателю производственной мощности (из табл. 1И) 15/16*100% = 93,75%
Таблица 3.4.
Характеристики для построения карты стратегических групп
Наименование характеристик |
Значение характеристик по конкурентам (Хо год) |
Итого (среднее) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1.Объем продукции, тыс.м2 |
15 |
19,9 |
8,7 |
10,1 |
11,7 |
65,4 |
2.Средняя площадь квартиры |
53 |
46 |
54 |
43 |
52 |
49,2 |
3.Средняя цена квартиры, тыс.р. |
976,90 |
886,25 |
992,11 |
736,83 |
928,80 |
904,18 |
4.Планировка и отделка |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
0,7 |
- |
5.Район застройки |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
- |
6.Коммунальные услуги |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
- |
7.Доля субподряда |
19,75 |
0 |
11,89 |
10,4 |
10,81 |
10,57 |
8.Дополнительные условия финансирования |
КК |
КК |
ДК |
ДК |
ДК |
- |
Карта стратегических групп № 1
Район застройки |
Средняя площадь квартиры |
|
1.Средняя >50,0 м2 |
2.Малая < 50,0 м2 |
|
1.Прилегающие к центру районы >0,8-0,9 |
Группа 1 Конкурент 4 10,1 тыс.м2 15,44 % |
|
2.Районы средней удаленности >0,6-0,8 |
Группа 3
Конкурент 1,3,5 35,4 тыс.м2 54,13 % |
Группа 2
Конкурент 2 19,9 тыс.м2 30,43 % |
3.Отдаленные районы >0,4-0,6 |
Таким образом, по выбранной паре переменных мы получили три стратегические группы. Наиболее мощной (доля рынка 54,13%) является стратегическая группа № 3, состоящая из 3 конкурентов (1,3,5). Ее продукция находится в районах средней удаленности от центра, с площадью квартир 50-55 м2. Стратегическая группа № 2, также достаточно мощная (доля рынка 30,43 %), представлена одним конкурентом (2). Она активна на сегменте рынка с продукцией в районах средней удаленности от центра и с площадью квартир менее 50 м2. Стратегическая группа № 1 – самая маленькая (доля рынка 15,44 %) представлена одним конкурентом (4). Ее продукция находится в районах, прилегающих к центру, с площадью квартир менее 50 м2.
Наиболее острая конкурентная борьба будет между конкурентами стратегической группы № 3. Наиболее сильный конкурент в ней № 1, наиболее слабый № 3. Вероятнее всего конкурент № 1 будет вытеснять с рынка конкурента № 3, а затем и № 5. Эти конкуренты попытаются занять нишу 2.2 (справа) или нишу 3.1 (внизу), конкурируя между собой. Между конкурентами разных стратегических групп борьбы, вероятно, не будет в ближайшее время. Для того чтобы потеснить конкурента другой стратегической группы, необходимо сменить район застройки и использовать проект жилья с другой планировкой. Два таких шага будут стоить немалых усилий, в том числе и финансовых затрат.
Карта стратегических групп № 2
Доля субподряда |
Дополнительные условия финансирования |
|
КК |
ДК |
|
1.Средняя >14-20% |
Группа 1 Конкурент 1 15 тыс.м2 22,94 % |
|
2.Низкая >7-14% |
Группа 2 Конкурент 3,4,5 30,5 тыс.м2 46,63 % |
|
3.Очень низкая 0-7% |
Группа 3 Конкурент 2 19,9 тыс.м2 30,43 % |
По карте № 2 можно сделать следующие выводы:
– конкурент 2 имеет уникальный набор конкурентных активностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.