Анализ внешней среды фирмы. Отраслевые показатели и динамика рынка. Продукция и позиции конкурентов на рынке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. Анализ внешней среды фирмы

3.1. Отраслевые показатели и динамика рынка

Рассмотрим рынок жилья «А»

Определим и сопоставим объем продукции на рынке в стоимостном выражении за последние 3 года на основе исходных данных таблицы 1И. Предварительно переведем объемы СМР в уровень цен Хо года с учетом индекса инфляции (4%).                                                                                                                                                                                                                 Таблица 3.1.

Объемы продукции в ценах Хо года, млн.р.

показатели

конкуренты

всего

1

2

3

4

5

Хо, год

276,48

383,40

159,84

173,07

208,98

1 201,77

Х-1, год

294,84

194,59

185,05

194,59

204,70

1 073,78

Х-2, год

190,11

227,20

148,35

173,47

173,47

912,60

Занесем итоговые показатели табл. 3.1. и показатели объема рынка в натуральном выражении (тыс. м2) из таблицы 1И в таблицу 3.2. Определим прогнозные показатели на Х+1 год для этой таблицы (рынок жилья «А»):

-количество квартир (табл. 2.7.)                                 1422;

-объем рынка в натуральном выражении                   1422*49,2/1000=69,96 тыс.м2;

-средняя цена 1 м2 жилья                                            1201,77/65,4=18,37 тыс.р.;

-объем рынка в стоимостных показателях                 69,96*18,37=1285,6 млн.р.

Оценим темпы роста рынка и изменения в темпах роста (начиная с Х-1 года) с помощью показателей: темп роста рынка и коэффициент динамики темпов роста рынка. Темп роста рынка в каждом году определим отношением объема продукции данного года к объему продукции предыдущего года:

В натуральных показателях: 59,8/54,4*100%=109,9%

В стоимостных показателях: 1073,78/912,6*100%=117,6%

Коэффициенты динамики темпов роста определяем отношением темпов роста в текущем году к темпам роста прошлого года.

Таблица 3.2.

Показатели объемов и динамики рынка

год

объем

объем

темп роста

коэффициент

стадия

рынка,

рынка,

рынка, %

динамики

жизненного

тыс.м2

млн.р.

натур/стоим

натур/стоим

цикла

Х-2

54,4

912,6

-

-

-

Х-1

59,8

1073,78

109,9/117,6

-

Насыщение

Хо

65,4

1201,77

109,3/111,9

0,99/0,95

Насыщение

Х+1

69,96

1285,6

106,8/106,9

0,97/0,95

Насыщение

Х+3

-

-

Постепенное сокращение, замедление роста рынка

Сокращение

3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке

Для построения карты стратегических групп на рынке «А» сначала очертим круг характеристик конкурентов и  продукции с целью более четкого позиционирования их на рынке.

Таблица 3.3.

Основные показатели деятельности конкурентов на рынке

Наименование показателей

Значение показателей по конкурентам

Среднее по отрасли

1

2

3

4

5

Цена 1 м2, тыс.р.,

в Хо году

18,43

19,27

18,37

17,14

17,86

18,21

в Х-1 году

16,38

17,37

18,50

19,08

19,68

18,20

в Х-2 году

15,84

16,11

19,52

14,83

19,27

17,12

Рентабельность, %, в Хо году

23,08

17,16

7,64

15,91

18,53

16,46

в Х-1 году

19,05

26,00

26,00

23,97

26,12

24,23

в Х-2 году

18,80

23,30

14,67

21,22

10,41

17,68

Доля субподряда, %, в Хо году

19,75

0,00

11,89

10,40

10,81

10,57

в Х-1 году

5,93

12,83

12,03

13,47

10,26

10,90

в Х-2 году

9,56

7,81

14,73

10,23

14,72

11,41

Загрузка ПМ, %,

в Хо году

93,75

95,22

91,58

90,18

93,60

92,86

Цена 1 м2 жилья определена делением  приведенных к ценам Х0 года объемов продукции в стоимостных показателях (из табл. 3.1) на объемы продукции в натуральных показателях (из табл. 1И):  276,48/15=18,43

Рентабельность в данном случае рассматривается как отношение прибыли к себестоимости. Поскольку рассчитывается относительная величина, то можно воспользоваться показателями объема продукции в стоимостном выражении и показателями себестоимости продукции из табл. 1И без приведения их к уровню цен Х0 года  (276,48/224,64-1)*100%=23,08%

Доля субподряда – это удельный вес стоимости субподрядных работ в объеме работ в стоимостном выражении.  54,6/276,48*100% = 19,75%

Показатель загрузки ПМ определяется отношением годового объема работ в натуральных показателях к показателю производственной мощности (из табл. 1И)  15/16*100% = 93,75%

Таблица 3.4.

Характеристики для построения карты стратегических групп

Наименование характеристик

Значение характеристик по конкурентам (Хо год)

Итого (среднее)

1

2

3

4

5

1.Объем продукции, тыс.м2

15

19,9

8,7

10,1

11,7

65,4

2.Средняя площадь квартиры

53

46

54

43

52

49,2

3.Средняя цена квартиры, тыс.р.

976,90

886,25

992,11

736,83

928,80

904,18

4.Планировка и отделка

0,6

0,5

0,6

0,4

0,7

-

5.Район застройки

0,7

0,7

0,8

0,9

0,8

-

6.Коммунальные услуги

0,6

0,7

0,7

0,6

0,8

-

7.Доля субподряда

19,75

0

11,89

10,4

10,81

10,57

8.Дополнительные условия финансирования

КК

КК

ДК

ДК

ДК

-

Карта стратегических групп № 1

Район застройки

Средняя площадь квартиры

1.Средняя >50,0 м2

2.Малая < 50,0 м2

1.Прилегающие к центру районы >0,8-0,9

Группа 1

                             Конкурент 4

10,1 тыс.м2

                                           15,44 %

2.Районы средней удаленности >0,6-0,8

Группа 3

                          

Конкурент 1,3,5

35,4 тыс.м2

54,13 %

Группа 2

                          

Конкурент 2

19,9 тыс.м2

                             30,43 %

3.Отдаленные районы >0,4-0,6

Таким образом, по выбранной паре переменных мы получили три стратегические группы. Наиболее мощной (доля рынка 54,13%) является стратегическая группа № 3, состоящая из 3 конкурентов (1,3,5). Ее продукция находится в районах средней удаленности от центра, с площадью квартир 50-55 м2. Стратегическая группа № 2, также достаточно мощная (доля рынка 30,43 %), представлена одним конкурентом (2). Она активна на сегменте рынка с продукцией в районах средней удаленности от центра и с площадью квартир менее 50 м2. Стратегическая группа № 1 – самая маленькая (доля рынка 15,44 %) представлена одним конкурентом (4). Ее продукция находится в районах, прилегающих к центру, с площадью квартир менее 50 м2.

Наиболее острая конкурентная борьба будет между конкурентами стратегической группы № 3. Наиболее сильный конкурент в ней № 1, наиболее слабый № 3. Вероятнее всего конкурент № 1 будет вытеснять с рынка конкурента № 3, а затем и № 5. Эти конкуренты попытаются занять нишу 2.2 (справа) или нишу 3.1 (внизу), конкурируя между собой. Между конкурентами разных стратегических групп борьбы, вероятно, не будет в ближайшее время. Для того чтобы потеснить конкурента другой стратегической группы, необходимо сменить район застройки и использовать проект жилья с другой планировкой. Два таких шага будут стоить немалых усилий, в том числе и финансовых затрат.

Карта стратегических групп № 2

Доля субподряда

Дополнительные условия финансирования

КК

ДК

1.Средняя >14-20%

Группа 1

                            Конкурент 1

15 тыс.м2

                                           22,94 %

2.Низкая >7-14%

Группа 2

                          Конкурент 3,4,5

30,5 тыс.м2

46,63 %

3.Очень низкая 0-7%

Группа 3

                           Конкурент 2

19,9 тыс.м2

                             30,43 %

По карте № 2 можно сделать следующие выводы:

– конкурент 2 имеет уникальный набор конкурентных активностей

Похожие материалы

Информация о работе