20. Значение маркетинга в здравоохранении
Сущность, определение и классификация медицинских услуг
Каждый конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме медицинской услуги.
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работа, исполнителя или производителя услуг, направленных на удовлетворение потребности пациента - заказчика услуг.
Особенности услуг здравоохранения:
1. Услуги з/о - это сознательное благо, которое должно быть предоставлено человеку во что бы то ни стало, независимо от того способен ли он ее оплатить, т.к. если это благо не предоставить, то человек рано или поздно может умереть.
2. Медицинские услуги - это вид помощи, который может быть оказан медицинскими работниками или учреждениями здравоохранения.
3. Медицинская услуга обладает четырьмя известными свойствами.
4. Медицинская услуга обладает стоимостью, денежным выражением, которым является цена (себестоимость + прибыль).
5. Медицинские услуги могут быть детальными и простыми.
Детальная услуга - элементарная, неделимая услуга. При расчете себестоимости услуги необходимо использовать сложившийся в данном учреждении технологический стандарт (время затрат на данную услугу, количество препаратов и др.).
Простая услуга - может быть представлена как совокупность детальных услуг, отражающая сложившийся в конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи по данной методике. Под простой услугой понимается законченный случай: для стационара - пролеченный больной, для поликлиники - законченный случай болезни, для скорой помощи - выезд на лечение.
Основные характеристики медицинских услуг:
Основные элементы медицинских услуг:
субъектами услуг являются пациент и медработник;
материальность услуги - стоимость и материальные затраты на удовлетворение потребностей больного;
документальность услуги - фиксированная, долговременная, исчерпывающая информация, дающая представление о количественном и качественном уровне услуги.
Классификация услуг:
1. По степени сложности:
- медицинская услуга, выполненная по схеме «пациент-специалист»;
- сложная медицинская услуга, требующая для своей реализации комплексного технологического, фармацевтического оснащения, бригады персонала, специальных помещений;
- комплексная медицинская услуга - простые + сложные.
2. По функциональному назначению:
- лечебно-диагностические;
- профилактические;
- восстановительно-реабилитационные;
- транспортные;
- санитарно-гигиенические.
3. По условиям оказания медицинских услуг:
- на дому;
- амбулаторно-поликлинические условия;
- в процессе транспортировки;
- в условиях стационара (в условиях реанимации и общее терапевтическое отделение);
- карантин, эпидемия.
Направление медицинской услуги:
- пассивная услуга (спрос - удовлетворение спроса);
- активная услуга (отсутствие спроса и его удовлетворение).
Свойства медицинской услуги:
- ее цели;
- приоритетность;
- своевременность;
- экономичность;
- оперативность;
- оснащенность;
- эмоциональность.
Значение маркетинга в здравоохранении
Маркетинг в здравоохранении России - это новое явление, связанное с тем, что в течение 80 лет медицинские услуги не продавались и оказывались, не зависимо от их стоимости. Поэтому необходимости использования маркетинга как философии, стратегии и метода не было.
Однако структурно-функциональная реформа отрасли, направленная на адаптацию государственной системы здравоохранения и работу в условиях рынка, позволяет утверждать, что именно маркетинг является концептуальной основой выведения национальной системы здравоохранения из стагнации и системного кризиса, которые мы переживаем в настоящий момент.
Многие элементы теории менеджмента и маркетинга в настоящее время не знакомы руководителям учреждений здравоохранения, поэтому остро стоит проблема подготовки и переподготовки кадров.
Остаточное финансирование здравоохранения ставит лечебно-профилактические учреждения в тяжелое положение и отсюда последствия: нехватка средств на медикаменты; нехватка средств на медицинское оборудование; нехватка средств на заработную плату работникам.
Отсюда снижается качество медицинского обслуживания. Эти проблемы можно решить с помощью маркетинговых методов. Маркетинговое обеспечение здравоохранения позволяет перераспределить ответственность за качество медицинских услуг между государством и отдельными медицинскими субъектами, работающими на рынке. Без применения современных маркетинговых методов в условиях рынка в настоящее время не может эффективно функционировать ни одно медицинское учреждение. Маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с организацией и реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарных, лечебных услуг, лекарственных средств„медицинского оборудования.
21. Особенности маркетинга медицинских услуг
В условиях рыночной концепции управления методология маркетинга здравоохранения направлена на удовлетворение потребностей в услугах этой отрасли, в лекарственных препаратах и других товарах.
Цель маркетинга в здравоохранении - обеспечение рентабельности производства медицинских услуг и лекарственных средств, достижение экономической эффективности от их реализации за допустимое сроками хранения время. Пределы имеющихся возможностей реализации услуг и лекарственных средств в здравоохранении зависит от действия целого ряда факторов, в частности: от формирования цен на медицинские услуги; цен на лекарственные препараты; цен на медицинское оборудование; а также от соотношения спроса и предложения на амбулаторное и больничное обслуживание.
1. В настоящее время рынок лечебно-профилактических услуг, медикаментов и товаров достаточно экономичен за счет появления на нем объектов здравоохранения различных организационно-правовых форм. Поэтому деятельность коммерческих медицинских учреждений - страховых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.