Классификация и методы оценки коммерческого риска в маркетинге.
Риск – вероятность убытков или потерь (расходы оказались выше, доходы оказались ниже).
Необходимо:
· свести к минимуму;
· спрогнозировать и подготовиться.
Факторы уязвимости и стабильности (Gilbreath R. D.):
Уязвимости |
Стабильности |
Ориентация на явления моды |
Ориентация на базовые ценности |
Узкое применение изделий |
Разнообразие применений изделия |
Зависимость от конкретной технологии |
Наличие альтернативных технологий |
Единая сеть сбыта |
Несколько сетей сбыта |
Высокая степень капитализации и связанность инвестиций |
Аренда, лизинг, совместное владение собственностью |
Имидж ограниченности |
Имидж универсальности |
Базирование на неконтролируемые факторы |
Базирование на стабильные факторы |
|
Day G. S.
1. Требуется постоянное слежение и принятие мер (корректирующих воздействий).
2. Разработка антикризисных планов и поиск возможных путей контроля.
3. Оперативное управление, которое не требует процедур.
4. Вырабатываются правдоподобные гипотезы и учитываются мелкие неприятности.
Характерные признаки кризисной ситуации (Ансофф):
· события возникают внезапно, непредвиденно;
· в отношении возникших проблем у предприятия нет предыдущего опыта и наработок;
· не способность к быстрой реакции может приводить к серьезным потерям;
· экстренная реакция не может быть выработана в рамках обычных структур и процедур.
Классификация факторов риска:
Уровни риска \ Факторы риска |
Нормальный |
Повышенный |
Недопустимый |
Информационный |
Фирма и продукция хорошо известны на рынке |
Фирма имеет небольшой опыт работы на этом рынке |
Фирма с данным видом продукции на этот рынок никогда не выходила |
Научно-технический |
Имеются все необходимые разработки и know-how |
Известно, где можно приобрести разработки |
Источники получения разработок не известны |
Финансовый |
Достаточно возможности переложить часть риска на партнеров |
Возможность переложить риск ограничена |
Все неблагоприятные последствия достаются фирме |
Экономический |
Уровень цен и спроса на данную продукцию стабилен |
Уровень цен и спроса на данную продукцию подвержен колебаниям |
Уровень цен и спроса на данную продукцию подвержен неожиданно резким колебаниям |
Юридический |
Фирма имеет все необходимые патенты и лицензии |
Патенты и лицензии можно приобрести свободно |
Необходимые патенты и лицензии в руках у конкурентов |
Производственный |
Для производства продукции есть необходимое оборудование и технология |
Необходимые материалы и оборудование можно купить или арендовать |
Владельцы оборудования, материалов и технологий не известны |
Политико-правовой |
Политическая обстановка и законодательство стабильны или их изменения не повлияют на сбыт |
Политическая обстановка и законодательство подвержены изменениям |
Политическая обстановка и законодательство нестабильны, возможные правовые изменения могут поставить под угрозу производство и сбыт |
Кадровый |
Персонал предприятия – специалисты по производству данной продукции |
Предприятие имеет специалистов того же уровня, что и конкуренты |
Предприятие не располагает специалистами данной отрасли |
Потери в предпринимательстве можно разделить на:
1) Материальные – дополнительные затраты или прямые потери оборудования, имущества, сырья, энергии;
2) Трудовые – потери рабочего времени;
3) Финансовые – штрафы, налоги, денежных средств или ценных бумаг;
4) Особые – нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, престижу предприятия.
Источники потерь:
· воздействие политических факторов;
· степень социальной нестабильности;
· темпы НТП;
· несовершенство методов управления;
· некомпетентность кадров;
· рэкет и воровство;
· недобросовестность/несостоятельность компаньонов;
· состояние финансовой и банковской систем;
· форсмажорные обстоятельства.
Виды предпринимательского риска:
· риск выбора потребителя;
· ошибочной стратегии;
· конкуренции;
· инфляции;
· колебания цен;
· транспортировки;
· надежности поставщиков;
· роста цен на сырье;
· дефицит сырья;
· замедления оборачиваемости оборотных средств;
· изменения условий кредитования;
· изменения условий налогообложения.
Существует страхование от предпринимательского риска – hedge. Основой для расчета является теория вероятности.
Можно измерить в абсолютном выражении – величиной возможных потерь - либо в денежном (натурально-вещественном). Оценка в относительном выражении: отношении величины возможных потерь к некоторой базе.
|
|
|
|
|||||||||
Основные прикладные способы для построения кривой риска.
Статистический метод.
Изучение статистики аналогичных видов производства, устанавливается частота появления потерь. При определении статистики потерь следует включить в общее число учитываемых случаев те сделки, в которых потерь не было.
Экспертных оценок.
Строится путем обработки мнений опытных в данном виде деятельности специалистов.
Расчетно-аналитический.
Построение кривой распределения потерь по 4 характерным точкам.
Понятие |
Обозначение |
Количественное значение |
1. Затраты на i–ую сделку |
Зтi |
|
2. Расчетная прибыль |
Прр |
|
3. Расчетная выручка от i–ой сделки |
РВрi |
|
4. Имущественное состояние |
Ис |
|
5. Реальная прибыль |
Пр |
|
6. Потери прибыли |
DПр |
|
7. Вероятность получения расчетной прибыли |
Вр |
£1 (0,7-0,8) |
8. Вероятность допустимого риска |
Вд |
|
9. Вероятность критического риска |
Вкр |
|
10. Вероятность катастрофического риска |
Вкт |
|
11. Предельное значение возникновения Вд |
Кд |
0,1 |
12. Предельное значение возникновения Вкр |
Ккр |
0,01 |
13. Предельное значение возникновения Вкт |
Ккт |
0,001 |
Условия приемлемости сделки: Вд<Кд
Вкр<Ккр
Вкт<Ккт
Предположения:
· Наиболее вероятно получение прибыли = Прр: вероятность получения Вр – максимальна и Прр можно считать мат. ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли >/<Прр тем ниже, чем больше эта прибыль отличается от Прр (расчетной) – монотонно уменьшающейся от центра к краям кривой.
· Потерями прибыли - DПр – считается ее снижение по сравнению с Прр.
DПр = Прр -Пр
· Вероятность исключительно больших потерь практически стремится к 0 и потери как правило имеют верхний предел (некоторые виды потерь количественно и финансово затруднительно оценить).
Принятые допущения условны, не для всех видов риска обязательны и базируются на гипотезе, что прибыль, как случайная величина, подчиняется нормальному закону распределения.
Определение 4 характерных точек для построения кривой вероятностей распределения возможных потерь прибыли (кривой риска):
1) DПр = 0
В = Вр
2) DПр = Прр
В = Вд
3) DПр = РВр
В = Вкр
4) DПр = Ис
В = Вкт
|
||||
Вр
Вд
Вкр
|
0
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.