Таким образом, устойчивость центрально-сжатого стержня будет обеспечена, если напряжения в нем будут меньше критических
. (7.4)
Для удобства расчетов критическое напряжение выражают через расчетное сопротивление стали - R и коэффициент продольного изгиба - :
. (7.5)
Коэффициент понижает расчетное сопротивление стали до значений критических напряжений и определяется как отношение критических напряжений стержня с учетом случайных эксцентриситетов - к пределу текучести стали -: .
Очевидно, что коэффициент может интересовать нас только при значениях <1, так как в противном случае будет >, т.е. более опасной является потеря несущей способности из-за потери прочности, так как условие наступит раньше, чем .
Формула для проверки устойчивости стержня сжатого осевой силой запишется
, (7.6)
где N = Р - продольное осевое усилие в стержне.
Значение коэффициента можно определить по формулам или по таблицам, приведенным в нормах проектирования. Величина его зависит от расчетного сопротивления стали и гибкости стержня
, (7.7)
где - геометрическая длина стержня; - коэффициент приведения к расчетной длине, величина которого зависит от условий закрепления стержня по концам.
Величина критических напряжений, а следовательно, и значения коэффициентов зависит от вида диаграммы работы материала , которая для разных марок сталей различна (рис. 7.2,а). Однако при построении диаграмм растяжения стали в относительных безразмерных параметрах и , где расчетное сопротивление , их вид на участке <<1 (до перехода стали в пластическое состояние) приблизительно совпадает (рис. 7.2,б). Это дает возможность принять для всех марок стали унифицированную диаграмму работы (рис. 7.2,в).
Значения всех параметров в расчетах на устойчивость получены в нормах проектирования на основе такой унифицированной диаграммы.
Рис. 7.2. Унификация диаграмм работы сталей:
а – диаграммы работы сталей различной прочности; б – то же, в относительных
координатах; в – унифицированная диаграмма работы сталей
Если на стержень действует только продольная сила - Р, но приложенная с эксцентриситетом - е, стержень будет внецентренно сжат. Если к стержню приложена осевая сила Р, вызывающая продольное усилие N, и поперечная нагрузка Q, вызывающая изгибающий момент М, стержень будет сжато изогнут. Работа стержней в этих случаях мало отличается, поэтому сжато-изгибаемые элементы при рассмотрении критического состояния потери устойчивости приравниваются к внецентренно сжатым, имеющим эксцентриситет (рис. 7.3,а,б).
При определенных значениях продольной силы и изгибающего момента внецентренно сжатые стержни также теряют устойчивость, причем критическая сила Рсr будет естественно меньше, чем при центральном сжатии, так как потере устойчивости способствует изгибающий момент. Наибольшие краевые напряжения при действии продольной силы и момента определяются по формуле
. (7.8)
Учитывая известные зависимости (эксцентриситет приложения силы , радиус ядра сечения , относительный эксцентриситет ), преобразуем выражение (7.8):
. (7.9)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.