1. Понятие маркетинга. Возникновение и развитие (сущность основных концепций маркетинга; их различие). Рынок «продавца» и рынок «покупателя».
Маркетинг имеет очень емкое содержание, в связи с чем рассматривают несколько сторон его сущности:
— маркетинг, как вид деятельности, направлен на продвижение товаров от производителя к потребителю посредством обмена;
— маркетинг, как концепция управления деятельностью предприятия и реализацией товаров, ориентированная на производство, сбыт, рынок и потребителя;
Классическое определение маркетинга:
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность ― нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью ин¬дивида.
Запрос ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар ― все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внима¬ния, приобретения, использования или потребления.
Обмен ― акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд и потребностей потенциальных потребителей. Было установлено, что главная особенность существующих рынков - приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Рынок такого типа получил название «рынка продавца». Т.е. сначала разрабатывается и производится товар, а затем идут активные поиски его потребителей и методов интенсивного сбыта.
«Рынок покупателя» предполагает выпуск тех товаров, которые будет согласен приобретать потенциальный потребитель. В основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов - отдельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция.
1. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители лучше будут приобретать товары по низким ценам и, следовательно, задача руководства - совершенствовать производство и снижать цены.
2. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители предпочитают товары высокого качества и, следовательно, усилия нужно сосредодоточить на повышении качества продукта.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта) базируется на том, что товары не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
4. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить нужды и запросы конкретного рынка и обеспечить их удовлетворение.
5. Концепция социально-этического маркетинга провозглашает способность организации обеспечить потребительскую удовлетворенность и благополучие потребителя и общества в целом.
5. Маркетинговая среда фирмы: макросреда и микросреда; их влияние на фирму.
Маркетинговая среда фирмы слагается из микро- и макросреды.
Первой силой, действующей в микросреде, является сама фирма - ее подразделения и эшелоны управления. Вторая сила - фирмы и отдельные лица, производящие необходимые для производства товары и услуги, и в первую очередь ее поставщики. Третья сила - маркетинговые посредники (торговые посредники, агентства по оказанию маркетинговых услуг кредитно-финансовые учреждения). Четвертая сила - пять типов клиентурных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. Пятая сила - разнообразные конкуренты, с которыми сталкивается фирма. Шестая сила - любые контактные аудитории, проявляющий реальный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.