МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Все методы исследования в психологии можно условно разделить на четыре группы:
1. Наблюдение.
2. Опрос.
3. Эксперимент.
4. Анализ продуктов деятельности.
Однако особенности использования данных методов значительно отличаются в зависимости от теоретического подхода, которого придерживается психолог. В психологии долгое время существуют номотетический и идиографический подходы, между которыми существуют непримиримые противоречия.
Номотетический подход. Отличается тяготением к научным обобщениям, к установлению общих законов функционирования психики. Предполагается, что эти законы могут быть сформулированы вне зависимости от времени и контекста. Таким образом, номотетический подход направлен на изучение причинно-следственных связей. Основан на исследовании больших групп испытуемых, использует язык и методы математической статистики, стремится к количественной оценке полученных данных. Представители данного подхода утверждают, что законы, полученные на относительно небольших группах испытуемых, могут распространяться на всех людей. Наиболее важным методом, используемым в номотетическом подходе, является эксперимент, который, к тому же, часто проводится в лаборатории.
Идиографический подход. Утверждает, что когда речь идет о человеке, частные случаи могут не соответствовать общим законам. Строится на тщательном анализе единичных фактов, формулировке интерпретаций, применимых только к данному случаю или к относительно небольшой группе феноменов. Обоснованность выводов идиографического подхода связана с полнотой и глубиной отдельных описаний (используются так называемые «объемные» описания, выходящие за рамки простой констатации фактов). Утверждается, что любая интерпретация связана со спецификой конкретной исследуемой ситуации и со спецификой взаимоотношений экспериментатора и испытуемого. Представители данного подхода предлагают исследовать человека в его естественной среде. Основные методы – наблюдение, беседа (см. ниже), анализ продуктов деятельности.
Приведем примеры различий между этими двумя подходами. Представители номотетического подхода, как правило, описывают психические процессы как относительно похожие у мужчин и женщин, у представителей различных культур, у молодых и зрелых людей. Представители идиографического подхода возражают против этого.
Метод наблюдения является исходным для любой науки. Он дает исследователю возможность предварительного ознакомления с материалом, выявления неожиданных интересных фактов, о которых мы даже не подозревали, изучения чего-либо без вмешательства в ситуацию. Наблюдениями можно заниматься практически всегда и везде, часто – без специальных приспособлений. В этом достоинства метода наблюдения.
Наблюдение бывает включенным и невключенным. В первом случае исследователь наблюдает за объектом, непосредственно находясь внутри ситуации.
Примером включенного наблюдения за жизнью пациентов и персонала психиатрических клиник является исследование Д. Розенхана. Помощники исследователя под видом пациентов поступали в психиатрические клиники и вели там наблюдение (за тем, как обращаются с психически больными, как происходит процесс постановки/подтверждения диагноза и лечения). Невключенное наблюдение подразумевает, что исследователь находится вне изучаемой ситуации.
Наблюдение также может быть скрытым (от наблюдаемого объекта) и открытым (что не слишком приветствуется, т.к. открытое наблюдение обычно изменяет поведение наблюдаемого объекта).
Каждая форма наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Например, невключенное наблюдение во многих случаях неэффективно, в частности, при необходимости изучить некую закрытую организацию, или уникальную ситуацию. Сторонний наблюдатель просто не сможет понять, что происходит. Однако при включенном наблюдении исследователь может подпасть под влияние ситуации, стать излишне эмоциональным и пристрастным. В некоторых случаях он теряет возможность управлять своим исследованием.
Например, в исследовании Розенхана «псевдопациенты» демонстрировали интенсивные реакции на помещение в больницу. Хотя они явились в больницу в качестве участников наблюдения и полностью осознавали свою «непричастность» к тому, что происходит в больнице, они, тем ни менее, очень нервничали. Некоторые примеры: студент психологии попросил свою жену принести к нему в больницу его учебник, чтобы «иметь возможность наверстать домашние задания» – и это несмотря на тщательные предосторожности, предпринятые для сокрытия профессиональных связей. Тот же студент, потративший внушительное количество времени на подготовку исследования, и с нетерпением ожидавший нового опыта, «вспомнил» о каких то конных соревнованиях, которые он хотел посмотреть в выходной день, и настаивал, чтобы его к этому времени отпустили. Другой псевдопациент попробовал завязать роман с медсестрой. Затем он сообщил персоналу, что собирался поступать в высшую школу по специальности психология и располагал хорошими шансами, поскольку одним из тех, кто регулярно навещал его в больнице, была профессор высшей школы. Тот же человек начал принимать участие в психотерапии других пациентов. Таким образом, псевдопациенты поставили себя под угрозу раскрытия, а их эмоциональное состояние вызывало сомнение в том, что данные наблюдения достаточно точные. Дэвид Розенхан полагает, что такие реакции его помощников отражают их естественную потребность сохранить свой социальный статус и проявить свою личность в изначально обезличенной атмосфере психиатрической больницы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.