Метод эксперимента. Эксперимент представляет собой целенаправленное, контролируемое вмешательство исследователя в изучаемую ситуацию с фиксацией происшедших в результате этого вмешательства изменений. Таким образом, становится возможным делать выводы о влиянии одной «переменной» на другую. Тот аспект ситуации, который исследователь изменяет, называется независимой переменной. Аспект ситуации, изменения которого фиксируются, называется зависимой переменной. В экспериментальном плане обязательно присутствуют основная и контрольная группа (они подвергаются разному воздействию со стороны ученого).
Эксперимент бывает полевым (организованным в естественных условиях) и лабораторным.
Баумейстер и Джон просили испытуемых описать себя человеку, который, как полагали испытуемые, либо имел, либо не имел предварительную информацию о них. Если предварительная информация была нелестной, испытуемые описывали себя в соответствии с ней, но старались противопоставить ей информацию о других своих качествах, которым и уделяли основное внимание. Если же предварительная информация была лестной, испытуемые, как правило, были скромны и занимались самоуничижением. Испытуемые, которые были уверены в том, что собеседнику о них ничего не известно, не продемонстрировали подобных результатов.
Существует несколько основных моделей экспериментов:
1. В изначально идентичных группах испытуемых используется независимая переменная различного уровня выраженности. Скажем. одна группа подвергается воздействию шума 20 минут, а другая – 45 минут.
2. Как такового, манипулирования независимой переменной не происходит, просто изначально по определенному критерию отобраны отличающиеся друг от друга группы испытуемых, которые затем подвергаются идентичному воздействию.
Долгое время эксперимент считался наиболее желательным методом психологических исследований, поскольку он позволяет выявлять причинно-следственные связи, рассчитывать математические модели поведения, является строго контролируемым, его можно повторять. Вместе с тем, применение метода эксперимента в психологии не всегда оправданно из-за:
1. Морально-этических проблем (в хорошем эксперименте цель должна быть скрыта от испытуемого, но этично ли его обманывать? Не нанесет ли эксперимент моральный вред испытуемому?).
2. Значительной стоимости и сложности организации эксперимента. Например, мы должны в эксперименте проконтролировать влияние побочных факторов на зависимую переменную, что не всегда возможно.
3. Неестественности процедуры лабораторного эксперимента.
4. Хотя «идеальный» эксперимент можно повторять бесконечное количество раз, получая те же самые результаты, на практике это не всегда возможно, ведь и люди, и сама жизнь изменчива.
5. Как только человек узнает о том, что становится участником эксперимента, его поведение сильно изменяется. Например, у него появляется мотив экспертизы – желание наилучшим образом показать себя в эксперименте. Кстати, то же самое наблюдается и при тестировании.
6. Влияние на результаты эксперимента социального взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (симпатии, подчинение, человеческий интерес друг к другу).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.