· тест должен быть надежным. Надежность в данном случае означает степень согласованности результатов теста при первичном и вторичном применении к одному и тому же испытуемому.
· тест должен быть валидным. В самом общем смысле, валидность теста можно определить как его способность измерять то, что действительно предполагалось. При этом результаты, полученные в ходе тестирования, должны быть согласованы с другими сведениями о личности – с данными биографии, наблюдения, оценками близких, результатами других тестов и т.п.
· вопросы и ответы к тесту должны быть однозначно сформулированы, предельно понятны испытуемому, они не должны оставлять возможности для разночтений. В каждом задании необходимо задавать один вопрос. Пример плохого вопроса: «вы любите осень и желтые листья?». Поскольку у испытуемых, как правило, выявляется установка на неопределенные (средние) ответы, то желательно избегать формулировок ответов по типу «да-нет-не знаю». Лучше дать возможность испытуемому ответить на вопрос по шкале, например: всегда, часто, в большинстве случаев, и.т.п.
· основная цель теста должна быть по возможности скрыта от испытуемого, не просматриваться в вопросах. Особенно это касается тестов, которые измеряют только какое-то одно качество. В противном случае открывается широкая возможность для искажения результатов теста.
Как и анкетирование, тестирование является простым и экономичным методом исследования, обычно позволяющим за короткое время охватить большое количество испытуемых. Данные тестирования легко поддаются математическому анализу. Как уже указывалось выше, в хорошем тесте его цель скрыта от испытуемого, что уменьшает возможность искажения результатов. Мы можем сравнить данные по тесту со стандартными показателями. Проблемы тестирования следующие: неизбежным образом процедура тестирования сужает диапазон реакций испытуемого, на которые мы обращаем внимание – мы не можем учитывать мимику, позу, случайные высказывания, манеру говорить и т.п.; велика возможность искажения результатов (лжи), самая главная проблема касается валидности теста – ее достаточно трудно определить, поскольку вопрос о валидности теста часто поднимает вопрос о праве на существование какой-либо психологической теории. Например, вопросы в тесте на уровень агрессивности отражают точку зрения какой-либо теории относительно индикаторов агрессии. Очень часто валидность одного теста необходимо подтверждать другим (лучше изученным) тестом, что не совсем хорошо.
Беседа (интервью) очень часто используется в качестве метода психологического исследования. Она может быть структурированной (состоящей из жесткого набора вопросов), полуструктурированной (где в свободном порядке задаются основные вопросы открытого типа (начинающиеся со слов где, как и т.п.) и неструктурированной (где задается лишь основная тема, после чего исследователь лишь провоцирует испытуемого на дальнейшие высказывания – расскажите о своей жизни и т.п.). В отличие от рассмотренного выше метода тестирования, беседа позволяет учитывать различные нюансы поведения испытуемого, опираться не только на вербальную, но и на невербальную информацию, Метод беседы позволяет получить уникальные сведения об испытуемом, дает возможность последнему выразить себя, является гибким методом. Проблемы, связанные с этим методом: значительное количество времени, которое нужно потратить на каждого испытуемого, необходимость записи и расшифровки высказываний, не всегда различные исследователи сходятся в интерпретации данных исследования. Клиническая беседа является основным методом психоанализа. Интервью может быть и групповым. Скажем, в рекламе часто используется такая форма группового интервью, как фокус-группа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.