Проблемами, связанными с использованием метода наблюдения, являются: неопределенное время, в течение которого необходимо вести наблюдение для получения желаемого результата; неясно также, что считать результатом, как классифицировать и оценивать полученные данные, насколько точными и адекватными являются интерпретации, которые предложил исследователь в отношении данных. Необходимость тщательной фиксации данных наблюдения (например, при помощи видеокамеры) делает его во многих случаях технически сложным и дорогим.
Метод опроса можно, в свою очередь, разделить на несколько подгрупп:
- анкетирование
- тестирование
- беседа.
Анкета, как правило, представляет собой отпечатанный список вопросов, к которым предлагаются варианты ответов, либо предлагается записать ответ на свободных строчках. Основная цель анкеты – выяснение мнения испытуемого по какому-либо вопросу. Анкетирование является достаточно экономичным, быстрым и простым методом исследования (например, его проведение можно поручить непрофессионалам). Этот метод может применяться сразу на большой группе испытуемых. Результаты анкетирования легко поддаются математическому анализу. В то же время, с применением этого метода связаны определенные проблемы: невозможность контролировать правдивость ответов испытуемых, которые, видя, на что направлена анкета, могут намеренно искажать данные; неполная возможность учесть все многообразие возможных ответов, а также невозможность влиять на ход исследования после того, как оно «запущено». Например, невозможно по ходу анкетирования добавить новые вопросы. Для того, чтобы сделать анкеты более качественными, необходимо проводить пилотажные (предварительные) исследования. Результаты, которые получены в ходе анкетирования, иногда нуждаются в дополнительном «прояснении», в серьезной интерпретации. Например, испытуемые высказываются против того, чтобы на телевидении появлялись «аморальные» сюжеты. В данном случае нуждается в серьезном прояснении понимание прилагательного «аморальный» различными испытуемыми.
Тестирование очень часто используется в психологии для изучения каких-либо индивидуально-психологических свойств человека – уровня интеллектуального развития, тревожности, типа темперамента и т.п. Здесь мы остановимся более подробно на основных требованиях к качеству личностных тестов/опросников.
· - В приложении к опроснику (которое читает исследователь) должна быть четко указана не только цель тестирования – напр., оценка тревожности, но и область применения теста (у кого и в каких ситуациях может исследоваться тревожность таким методом), выборка испытуемых, на которой данный тест проходил стандартизацию (см. ниже), теоретическая концепция, на которой базируется опросник, сведения о надежности и валидности (см. ниже).
· - хороший опросник должен содержать четкую и понятную инструкцию для испытуемого.
· - метод подсчета результатов теста должен быть обоснован с применением математических (статистических) процедур. Общепризнанной при создании теста является процедура стандартизации. Для того, чтобы оценить результаты по тесту как высокие или низкие, мы должны опираться не на простую сумму баллов, и не на личные впечатления, а на тестовые нормы. Тестовые нормы позволяют сопоставить ответы нашего испытуемого с ответами выборки испытуемых, на которых тест проходил стандартизацию. При этом, естественно, предполагается, что такая выборка должна быть достаточно большой и хорошо отражать особенности группы испытуемых, для которой создан данный тест.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.