Компоненты 1-2 принято называть вербальными (связанными со словом), 3-4 – невербальными.
Невербальные компоненты речи образуют знаковую систему, которая дополняет, а в некоторых случаях и заменяет вербальную коммуникацию.
Для того, чтобы понять переданное вербальное сообщение, недостаточно просто раскрыть значение слов. Синтаксис речи, а также ее невербальные компоненты, несут в себе дополнительное значение сообщения. В контексте целостного высказывания у каждого слова имеется общепринятое значение и смысл (который еще называют значением-для-себя). Например, слово «счастье» имеет словарное значение, а также уникальный для каждого человека смысл. Причем этот смысл может меняться от ситуации к ситуации, и выражение «Какое счастье!» может иметь как позитивный, так и негативный (иронический) смысл.
Большинство вербальных сообщений несут важную информацию: о социальном статусе, о взаимоотношениях между участвующими в диалоге людьми, о распределении власти. Язык, который человек использует, отражает его принадлежность к определенной социальной группе. Интенсивные экспериментальные исследования речевых коммуникаций были начаты во время второй мировой войны, в связи с необходимостью противостоять гитлеровской пропаганде.
Было показано, что любое сообщение выполняет по меньшей мере две функции:
- распределение контроля в процессе коммуникации;
- выражение привязанности (предпочтения, позитивного отношения).
Коммуникативный контроль – набор ограничений, который люди накладывают друг на друга посредством формирования сообщений и особого построения беседы.
Коммуникативный контроль может быть взаимным или асимметричным.
Коммуникации по поводу контроля и привязанности принято называть метакоммуникациями (контроль не обсуждается, а осуществляется; привязанность не обсуждается, а проявляется). Метакоммуникации по поводу контроля могут выражаться:
- в особом подборе слов (например, говорящий все время использует местоимение «мы» вместо «я», тем самым насильственно «присоединяя» к себе собеседника: «Мы ведь с Вами не хотим, чтобы…»);
- молчании (когда ожидается ответ);
- в количестве задаваемых вопросов (чем больше вопросов человек задает, тем более выражено его стремление к контролю в процессе коммуникации);
- в длине монологов (чем они длиннее, тем больше выражено стремление к контролю);
- в количестве прерываний собеседника (аналогично предыдущему пункту);
- в стиле речи (чем более «правильная», соответствующая нормам языка речь, тем выше воспринимается статус собеседника). Богатство словарного запаса, быстрая речь и престижный акцент имеют значительное влияние на восприятие собеседником вашего социального статуса и уровня контроля, который вы можете осуществлять. В одном из экспериментов интервьюер, прекрасно владеющий двумя диалектами, и нормативным (стандартным) произношением, обращался к домохозяйкам с просьбой заполнить анкету. Выяснилось, что испытуемые написали в анкетах, которые интервьюер раздавал, демонстрируя стандартное произношение, на 51 % больше слов;
- в невербальном поведении (демонстрация расслабленной позы, пристальный взгляд в глаза и т.п.).
Ни одна из сложных форм психической деятельности не осуществляется без участия речи.
Функции речи следующие:
1. Коммуникативная. Речь играет важную роль в процессе взаимодействия между людьми. Причем в речевом общении осуществляется не просто обмен информацией, но и самовыражение человека, а также его воздействие на других участников общения.
2. Познавательная. Речь является материалом и средством мышления. Речь служит для обозначения объектов и явлений окружающего мира, при помощи речи мы обобщаем характеристики ситуации, фактически, мы и мыслим в процессе построения высказывания. И здесь важнейшую роль играет внутренняя речь, описанная выше.
3. Регуляторная. Речь является средством регуляции поведения человека и средством
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.