Охарактеризуйте понятие «темперамент»: исторический аспект, типы. Назовите отечественных ученых, занимавшихся проблемой исследования темпераментальных свойств человека.
7. Охарактеризуйте понятие «характер»: сущность, формирование, типы, черты, качества, классификации акцентуаций характера (Личко, Леонгард).
8. Какова взаимосвязь мотивации и характера?
9. Эмоции, чувства, воля как категории эмоционально-волевой сферы личности (охарактеризовать).
Задание по самостоятельной работе студентов:
Ознакомиться с работами: Л.С. Выготский (Раздел 2. Общая психология, подраздел «Психология»): «Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека»; «Внимание»; «Память и воображение»; «Мышление как особо сложная форма поведения» (1).
Рекомендуемая литература:
1. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2002.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск- Москва. 2000.
4. Маклаков А.Г. Общая психология, Питер, 2003.
5. Марцинковская Т.Д. История психологии. М. 2001.
6. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 2001.
7. Реан А.А., Н.В. Бордовская, Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
Тема 4. Возрастная психология
Содержание: Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблемы психологии возрастного развития. Особенности методов исследования в возрастной психологии.
Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития, теория конвергенции двух факторов.
Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Возрастная периодизация психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Ведущая деятельность. Основные новообразования.
Факторы психического развития: условия, источники и движущие силы. Социальная ситуация развития.
Ключевые понятия: психология развития, возрастная психология; теории детского развития; возрастная периодизация психического развития; культурно-историческая концепция развития; ведущая деятельность; основные возрастные новообразования; факторы психического развития; социальная ситуация развития.
Вопросы к семинарскому занятию:
Задание по самостоятельной работе студентов:
Ознакомиться с работами: Л.С. Выготский «История развития высших психических функций» (Раздел 3., стр.576-608, 736-755); Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (6, стр.348); Л.Ф.Обухова «К 100-летию Ж.Пиаже», Ж. Пиаже «О креативности» (журнал «Вести моск.ун-та. Сер. 14, Психология 1996, №3).
Рекомендуемая литература:
1. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2002.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
4. Крайг Грэйс. Психология развития. СПб., 2003.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск- Москва. 2000.
6. Маклаков А.Г. Общая психология, Питер, 2003.
7. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии/Под ред. А.В.Петровского. М.:1997.
8. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. М., 2001.
9. Реан А.А., Н.В. Бордовская, Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
Тема 5. Психология детского развития. Жизненный путь личности
Содержание: Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Психологические новообразования периода новорожденности и младенчества. Кризис одного года.
Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Психологические новообразования. Кризис 3-х лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте.
Младший школьный возраст. Особенности психологических новообразований. Кризис 7 лет. Смена ведущей деятельности, ее характеристика.
Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблема общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление.
Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения.
Этап взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблема смысла жизни. Проблемы акмеологии.
Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.Жизненный путь личности.
Ключевые понятия: предметно-орудийная деятельность; возрастной кризис; предметно-орудийная и игровая деятельность; эгоцентризм детского мышления; онтогенез самосознания; акмеология.
Задание по самостоятельной работе студентов:
Ознакомиться с первоисточниками и статьями: Л.С. Выготский «Орудие и знак в развитии ребенка» (раздел 3,стр. 828-849); «Вопросы детской психологии» (раздел 3, стр. 892-989); С.Л. Рубинштейн «Самосознание личности и ее жизненный путь» (9,634); К.Н.Поливанова «Становление возрастной психологии в психологическом институте» (журнал «Вопросы психологии» №2/2004); «Психологические аспекты смысла жизни и акме» (журнал «Вопросы психологии» №4/2003).
Вопросы к семинарскому занятию:
Написать доклад (реферат) и подготовить выступление на тему:
= Особенности формирования познавательной и эмоциональной сферы детей во младенчестве.
= Основные психологические новообразования периода новорожденности и младенчества.
= Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника.
= Особенности формирования познавательной и эмоциональной сферы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.