ЭМОЦИИ
Эмоция – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Переживание означает не только осознание, но и телесное проживание эмоции. Это и есть
- первое свойство эмоции – ее влияние на физиологические процессы. Другие свойства таковы:
- в эмоции всегда содержится оценка действительности, причем оценка субъективная – действительность оценивается, исходя из потребностей самого человека,
- из этого вытекает следующее свойство эмоции – тесная связь с потребностями,
- эмоции возникают непроизвольно, и наша способность их регулировать ограничена,
- все эмоции можно сориентировать по отношению к нескольким полюсам: положительные / отрицательные, возбуждающие / расслабляющие, организующие либо дезорганизующие деятельность.
- эмоция ориентирована на предмет, имеет определенную направленность,
- эмоции не в полной мере осознаются человеком, это касается как их направленности, так и самого их наличия и знака. Например, человек может не замечать наличие у себя определенной эмоции,
- эмоции могут генерализироваться, т.е. переноситься на сходные объекты или на всю ситуацию целиком. Так, если мы испытываем страх перед каким-то объектом, этот страх может связаться и с другими аспектами ситуации, в которой мы столкнулись с данным объектом.
Функции эмоций таковы:
1. Коммуникативная. Эмоции играют важную роль в процессе общения, восприятие эмоций других людей, выражение собственных эмоций являются важными каналами приема и передачи информации.
2. Регулирующая. Эмоции тесно связаны с нашим поведением. Возникновение, ослабление или усиление эмоции связаны для нас с результатами нашего поведения. Например, негативные эмоции сигнализируют о том, что наше поведение не достигло цели.
3. Оценочная. Эмоция является первичным способом оценки ситуации.
Можно классифицировать эмоции по их содержанию (страх, радость, стыд, гнев, интерес, отвращение и т.п.), по знаку (положительные или отрицательные), по влиянию на уровень активности (возбуждающие или подавляющие), по влиянию на деятельность (организующие или дезорганизующие), по характерным особенностям динамики (эмоциональный тон ощущения, настроение, чувство, аффект). Рассмотрим последний из этих вариант классификации.
Эмоциональный тон ощущения – простейшая эмоциональная оценка стимулов, воздействующих на рецепторы, обычно по параметрам удовольствия – неудовольствия.
Настроения. Основными особенностями настроений являются:
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Настроения – всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.
3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. “Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит” (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.
Чувства. Отличительными особенностями чувств являются: предметный характер, большая, по сравнению с другими видами эмоций, осознанность, социальный характер.
Они более сильные и направлены на что-то конкретное, то есть носят
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.