ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Приведены анализ энергетического обследования и основные направления снижения расхода энергии на предприятиях Белоруской железной дороги. Предложена методика технико-экономического обоснования внедрения частотно-регулируемых - изодов на тягодутьевых машинах котельных. Приведена схема модернизированной энергосберегающей моечной машины.
Снижение топливно-энергетической составляющей в себестоимости продукции, работ, услуг для всех отраслей народного хозяйства, бесспорно является необходимым. Государственная политика в этом вопросе направлена на реальные энергосберегающие проекты. За последние оды были вложены значительные финансовые средства в энергосберегающее оборудование зарубежного производства. Во многих случаях экономия энергетических ресурсов фактически оказалась значительно меньшей. Это можно объяснить отставанием законодательной и научно исследовательской базы в вопросах рационального использования энергетических ресурсов. В результате внедряется высокотехнологичное оборудования на предприятиях без учета реальной ситуации технологического процесса, а лишь на основании процентов экономии, представляемых поставщиками оборудования (естественно, в рекламных целях).
Одним из наиболее ярких примеров внедрения нового оборудования без учета реальной ситуации являются частотно-регулируемые приводы вентиляторов, насосов, компрессоров. В литературе приводятся данные, что не каждый проект внедрения частотно-регулируемого привода насосов приводят к уменьшению потребления электроэнергии, экономически целесообразен.
Сотрудниками НИЦ энергобезопасности и энергосбережения на транспорте (НИЦЭ и ЭТ) БелГУТа разработана методика технико-экономического обоснования внедрения частотно-регулируемых приводов на тягодутьевых машинах (дымососах и вентиляторах) котельных. Целью разработки методики являлась возможность оценки экономии электроэнергии в реальных условиях работы приводов дымососов и дутьевых вентиляторов, а также возможность проверки эффекта при внедрении частотно-регулируемого привода инструментальными замерами.
Опыт энергетических обследований на предприятиях Белорусской железной дороги показал, по во многих случаях регулирование производительности дымососов и дутьевых вентиляторов может производиться направляющим устройством. Данное устройство не только уменьшает давление на входе в тягодутьевую машину, как и обычный дроссель (заслонка), но и изменяет угол удара воздушного потока о рабочее колесо, закручивая поток по направлению вращения колеса, что приводит к уменьшению энергетических потерь. Энергетические характеристики наиболее широко применяемых способов регулирования производительности дымососов показаны на рисунках 1 и 2.
Анализируя приведенные зависимости, можно сделать следующие выводы: внедрение частотно-регулируемого привода не дает экономии электроэнергии по отношению к регулированию направляющим устройством в диапазоне примерно от 85 до 100 % производительности; потери при регулировании направляющим устройством меньше по сравнению с дроссельным регулированием, а значит, энергетический эффект при внедрении частотно-регулируемого привода ниже; наибольшие потери - при дроссельном регулировании, а при регулировании направляющим устройством - в диапазоне от 35 до 70 % максимальной производительности тягодутьевой машины.
I 35 _
Рисунок 1 - Зависимости потребляемой мощности от производительности дымососа при различных способах регулирования (для дымососа ДН-12,5).
При энергетическом обследовании предприятий необходимы инструментальные замеры мощности привода и производительности тягодутьевой машины. Существующие широко применяемые способы измерения объема уходящих газов дифференциальным манометром во многих случаях оказались технически невозможными из-за отсутствия в газовом тракте участков достаточной длины для выравнивания газо-воздушного потока.
Объем уходящих газов можно определить по результатам измерения коэффициента избытка воздуха.
Предлагаемая методика проходит апробацию.
После согласования в Государственным комитетом по энергосбережению научные новшества, в алгоритме и способах реализации, позволяют предположить ее дальнейшее широкое внедрение. Сотрудниками НИЦ Э и ЭТ БелГУТа активно проводится практическая работа по энергетическому обследованию предприятий Белорусской железной дороги. Сектор энергетического аудита НИЦ экобезопастности и энергосбережений на транспорте БелГУТа укомплектован инженерами-электриками теплоэнергетиками и технологами, имеет необходимую приборную базу, аттестат аккредитации на техническую компетентность и независимость, лицензии на проведение энергетического обследования.
Анализ результатов проведенной работы позволил выявить следующие основные направления снижения расхода тепловой энергии:
1 Перевод парового отопления на водяное. Экономия тепловой энергии при внедрении данного мероприятия достигается: путем устранения гадреотопов внутри отапливаемых помещений; за счёт уменьшения потерь тепловой энергии в окружающую среду наружными тепловыми сетями; сравнивание потерь с пролетным паром и паром вторичного вскипания при открытой схеме системы сбора-возврата конденсата. Экономия тепловой энергии при этом может достигать 15%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.