Сопротивление подъему путевой решетки (выдергиванию шпал из балласта) влияет на устойчивость бесстыкового пути против вертикального выброса и зависит от рода и эпюры шпал, рода и степени уплотнения балласта.
Сопротивление повороту шал в горизонтальной плоскости проявляется как реактивный крутящий момент, который возникает в узлах прикрепления рельсовых плетей к шпалам при искривлении путевой решетки в плане. Сопротивление повороту возрастает с усилением затяжки гаек, . закладных и клеммных болтов.
Сопротивление стыков перемещениям концов рельсовых плетей оказывает существенное влияние на работоспособность бесстыкового пути.. Шестиболтовой стык, скрепленный полным количеством болтов из стали повышенной прочности, создает стыковое сопротивление 30 т при рельсах типа Р65 и 20 т при рельсах типа Р50. Хорошо себя зарекомендовали восьмидырные накладки, которые в условиях Сибири при обычных болтах обеспечивали стыковое сопротивление около 40 т. Погонные и стыковые сопротивления оказывают большое влияние на температурные перемещения концов рельсовых плетей.
Длина участка «дыхания» конца рельсовой плети в общем случае определяется по формуле
(3.17)
где - расчетные значения продольных (сжимающих или растягивающих) температурных сил в заданном районе;
- коэффициент линейного расширения, равный 0,0000118;
Е - модуль упругости рельсовой стали, E=;
F - площадь поперечного сечения рельса, см2;
- перепад температуры от момента закрепления рельсовой плети
до наступления экстремальных температур;
R- стыковое сопротивление, кгс;
r- величина зимнего или летнего погонного сопротивления, кг/см.
В момент наступления максимальной расчетной температуры величина длины участка «дыхания»
(3.18 )
соответственно в момент наступления минимальной расчетной температуры
(3.19)
где - температура закрепления рельсовых плетей, принимаем равной 300С.
При F=80,40 см2; =300С; 570С; -360С; согласно формул (3.18) и (3.19):
летом:
зимой:
Аналогичные расчеты выполняются при и неизменных остальных исходных данных
летом:
зимой:
По результатам расчетов на листе построена эпюра влияния погонного сопротивления на температурную работу бесстыкового пути.
Кроме того такие же расчеты выполняются при для F=80,40 см2, =300С; 570С; -360С; .
По данным расчета построена эпюра влияния стыкового сопротивления на температурную работу бесстыкового пути, приведена на листе
На листе величина определяется по формуле
(3.20)
При F=80,40 см2
Аналогично, при величина составляет соответственно 150С и 200С.
Из эпюры влияния погонного сопротивления видно, что в одном и том же месте при постоянном стыковом сопротивлении в момент наступления максимальной расчетной температуры уменьшение погонного сопротивления с 6,5 до 4 кгс/см вызывает увеличение участка «дыхания» конца рельсовой плети с 53 до 86 м. Аналогичная картина наблюдается и зимой, когда уменьшение вдвое погонного сопротивления, увеличивает в два раза участок «дыхания». В это же время и возрастают и температурные деформации рельсовых плетей.
Из эпюры влияния стыкового сопротивления видно, что с увеличением стыкового сопротивления уменьшается длина «дыхания» конца рельсовой плети. Увеличение стыкового сопротивления с 20 тс до 40 тс уменьшает участок «дыхания» с 53 м до 22 м летом и с 45 м до 37 м зимой. Перемещение конца рельсовой плети при этом так же уменьшается.
При плохом закреплении клеммных болтов каждые 100 м плети при изменении температуры на 10 С укорачивается или удлиняется на 1,2 мм. При значительных колебаниях температуры это недопустимо, так как может произойти излом плети или срез стыковых болтов зимой; в жаркую погоду при плохом закреплении путь может быть выброшен. Вот почему постоянное поддержание высоких погонных и стыковых сопротивлений, поддержание в исправном состоянии поперечного профиля балластной призмы – основная гарантия нормальной работы бесстыкового пути и обеспечения безопасного движения поездов.
3.4 Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях
3.4.1 Основные требования
Разрядка внутренних температурных напряжений в рельсовых плетях производится:
- при вводе в расчётный интервал тем рельсовых плетей, уложенных (или сваренных) вне расчётного интервала;
- накануне выполнения путевых работ, уменьшающих боковую устойчивость бесстыкового пути в летнее время года пример, при сплошной очистке щебёночного балласта щебнеочистительной машиной, сплошной выправке пути с подъёмке производимых при температуре рельсов, превышающей допустимую;
-при обнаружении признаков, способных привести к потере устойчивости бесстыкового пути в процессе эксплуатации, например, при внезапном появлении угла в плане в жаркую летнюю погоду.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.