Лекция 8. Тема: Социология политики.
Радикальное реформирование Российского общества, ориентированное на создание гражданского общества и правового государства, предполагает определение оптимального пути перехода от авторитарно-бюрократической системы к демократической. Эта проблема имеет не только практический, но и академический смысл, ибо преобразование устаревшей системы социального управления необходимо требует обязательного сохранения фундаментальных социальных институтов, недопущения их дезинтеграции, так как разрушение последних, как свидетельствует опыт, может привести лишь к появлению новых форм тоталитаризма. Эти вопросы и являются объектом изучения социологии политики. Поэтому выяснение сущности, генезиса, путей политического преобразования, анализ социальной эволюции нашего общества в кризисный период его развития в сопоставлении с существующими моделями демократической организации общества являются предметом контекста в тексте лекции.
План.
1. Понятие политической организации общества в её соотношении с демократической формой власти.
2. Российские реформы в контексте современных концепций либерально-демократической организации общества.
В социологии политики, изучающей взаимоотношения политической системы с другими сферами общественной жизни, одной из центральных категорий является понятие политической организации общества.
В специальной литературе это понятие определяется как система отношений между государственными и негосударственными институтами, с помощью которой осуществляется политическая жизнь общества. В политическую организацию, таким образом, включается вся совокупность государственных, политических и общественных учреждений и организаций, составляя её структуру. Однако такое определение исходного понятия, называя его элементный состав, не раскрывает функциональной взаимозависимости его составляющих, их субординации.
Поэтому для рассмотрения политической организации как функциональной единицы необходимо обратиться к содержанию понятия политика. Политика (греч. politeja – государственные или общественные дела) – есть сфера отношений между социальными группами и общностями, связанная с их борьбой за власть. Политика, таким образом, означает ту сферу общественной деятельности, которая связана с проблемой завоевания, удержания и использования государственной власти. Почему государственной? Потому, что политическая организация выражает отношения, которые складываются в обществе по поводу власти в государстве, т.е. по поводу способности управлять характером и направлением общественного развития через государство, ибо только последнее располагает специфическими органами и сферами управления, какими не располагает никакой другой социальный институт.
Здесь следует обратить внимание, что в социологической литературе категории « политическая организация», «власть», «управление» нередко используются как тождественные. Между тем они содержат, безусловно, и этимологическое различие. Так, власть выступает как историческая форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на политическую жизнь, в то время как управление является способом действия, функцией политической организации, реализующейся посредством различного рода организационно - правовых механизмов. Власть в обществе, таким образом, есть социальная сила, существующая в той или иной форме, которой пользуется субъект управления (политическая организация), организационно воздействуя на объект (общество или его часть) и добиваясь его подчинения.
В современных обществах предпочтительной формой организации власти является демократия. Термин демократия неоднозначен и употребляется: 1) для обозначения народовластия; 2) для характеристики государства, отличающегося рядом юридических признаков (признание воли большинства в качестве источника власти и декларирования свободы и равноправия граждан); 3) как синоним свобод и прав граждан.
Однако в каком бы смысле не использовался этот термин, содержательно демократия всегда представляет одну из политических форм диктатуры, орудие классовой борьбы. Не случайно демократия в западноевропейских странах развивалась на этапе становления капиталистического способа производства как ограничение выборным органом (« представителями народа») абсолютистской власти монархов в пользу верхних слоёв общества, т.е. нарождающейся буржуазии.
Для того чтобы быть завоёванной, власть нуждается также и в духовном обеспечении. В силу этого демократия представляет собою не только форму правления, но и «философию общества» в смысле идеалов и принципов, управляющих поведением членов общества, т.е. получает теоретическое выражение в политических идеях, политической идеологии. Без идеологического оформления демократия как форма правления не смогла бы ни завоевать, ни удержать, ни использовать государственную власть. Идеология в этом смысле представляет совокупность идей, выражающую интересы, мировоззрение, идеологию социального движения, класса и становится тем самым первоначальным условием их политического действия. Без идеологии невозможна политика, реализуемая в её предметно – практическом виде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.