Особый интерес в этом плане представляют концепции правового государства в работах русских социологов и юристов конца ХIХ-начала ХХ вв. Л.И. Петражицкого, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, М.Я. Острогорского. Ядром их концепции была теория естественного права, предполагающая в реальной общественной жизни проведение социальных реформ, гарантирующих права и свободы граждан. Они первыми увидели опасность идеи подчинения правовых норм «исторической целесообразности», подменяющей позитивные права личности субъективными интересами тех или иных политических сил. В российских условиях такая практика приводила, как известно, к жёсткому подавлению со стороны государства интересов личности и оппозиционных социальных групп.
Формирование гражданского общества и правового государства в нашей стране всегда представляло проблему чрезвычайно сложную и противоречивую. Связано это с наследственной тоталитарностью общественных отношений, на базе которой расцвели, с одной стороны, гипертрофированный правовой нигилизм как власти, так и граждан, с другой – зачаточный инфантилистский уровень развития институтов гражданского общества. Поэтому центральной задачей сегодняшнего российского общества, декларирующего демократические преобразования, является разрешение противоречия между объективной необходимостью формирования гражданского общества и задачей стабильного функционирования государства как правового. Современная социально-политическая ситуация в России, несмотря на формальный демонтаж авторитарно-административной государственной системы, продолжает оставаться таковой в силу отсутствия правовой базы гражданского общества. Знакомство с современной западной политологической и юридической литературой позволяет увидеть, что демократия, реализуемая лишь в сфере политики, вырождается в игру групповых сил, в борьбу за передел общественного пирога, в социально-перераспределительное государство. Политические свободы, не ограниченные конституционными рамками общественного интереса во всех наиболее важных сферах жизнедеятельности общества, не способны создать демократическое государство.
В этих условиях основополагающей обязанностью политической организации общества является социальная ответственность. Её роль в координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, групп, организаций и государства состоит в том, что ответственность как социальный феномен определяет правила допустимой деятельности отдельных групп в обществе, т.е. требует формирования в общественном сознании совокупности «общественно-должных», нормативных требований к личности и формам её жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального организма. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Ответственность, таким образом, как деятельностное отношение представляет собой конкретно – исторический тип взаимосвязи между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса формирования и становления гражданского общества и правового государства, основываясь на осознанном отношении субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной деятельности, реализуемым в исторически значимой деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.