Понятие политической организации общества в её соотношении с демократической формой власти, страница 5

Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Если первый характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества, то второй означает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования и становления гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Не ограничивается оно и созданием экономической базы: смешанной экономики, многообразия форм собственности, продуманной экономической системы регуляции товарно–денежных отношений. Иными словами, нельзя связывать развитие гражданского общества лишь с утверждением частной собственности и политического плюрализма. Главную роль здесь играют особенности социального опыта, национальное самосознание, сложная система исторически сложившихся мировоззренческих, социальных и психологических установок. Политические интересы людей, например, выражаются не только в демократических принципах, под которыми в повседневной жизни понимают лишь возможность принимать участие в голосовании, но и в наличии устойчивых структур, свидетельствующих о стабильности в обществе, внутреннем самосознании индивидов, основанном на представлении о собственности, уважении к праву вообще и правам человека в частности. Об этом писали А.И. Герцен, Г.В. Плеханов, Н.А. Бердяев. Мысль Герцена о том, что нельзя быть освобожденным извне больше, чем быть свободным изнутри, была продолжена Бердяевым, который писал: «Освобождение рабов во внешнем обществе не есть ещё освобождение от внутреннего рабства. В этом  причина того, что революции не приводят обыкновенно к созданию нового, свободного общества и всегда заключают в себе возврат к старому обществу. Свобода не есть легкость, свобода трудна и тяжела. Свобода есть не право, а обязанность». (См. Бердяев Н.А. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989, с.66-67).

Речь здесь о том, что нельзя усвоить демократические принципы на словах, не прожив их, не усвоив практически. Практическое же усвоение сути и содержания многих демократических институтов сопряжено с достаточно высоким уровнем развития гражданского общества, с длительным функционированием правового государства. «Демократия, - писал крупнейший российский философ И. Ильин, - предполагает исторический навык, приобретенный народом в результате долгого опыта и борьбы, она требует от человека политической силы суждения и живого чувства ответственности».

Попытки искусственно ускорить эти процессы могут приводить лишь к дисфункциям, к качественным расстройствам системы. Так, принцип выборного самоуправления, дополненный плюралистической свободой, приведения их в традиционно тоталитарные общества получает три важных следствия, которые легко увидеть и на примере сегодняшнего нашего общества. Во-первых, на духовном уровне это приводит к утрате стремления к истине, отказу от поиска общенациональных ценностей и целей, подменённой их групповыми интересами и целями, достигаемыми посредством завоевания власти. Во-вторых, на уровне политическом правящие круги, имея в своих руках средства массовой информации, получают возможность влиять на выборы, манипулировать народной волей и истиной. В-третьих, сам парламент обрастает влиятельными группами «лоббистов», которые путём подкупа и шантажа проводят через законодательный орган решения, позволяющие реализовать групповые интересы и цели, объявленные главной ценностью и целью общества.

Таким образом, демократия, построенная на разгуле политических свобод и ограничения самостоятельности граждан в других, наиболее важных сферах жизнедеятельности общества, представляет собой: юридически - «власть народа», практически - власть денег: инструментом же осуществления власти становится манипулирование народом, игрой на его низменных инстинктах, проведение политики, направленной на дискредитацию национального самосознания и общечеловеческих ценностей.

Именно эти реалии, остро проявившие себя практически во всех демократических обществах, понудили последовательных сторонников либерализма существенно откорректировать свои исходные идеи. Коррекция в основном сводилась к тому, что «западный социальный строй включил в себя основные элементы коммунистического социального строя» (См. интервью с А.А. Зиновьевым в «Литературной газете» №49 за 1997г.). Заимствования вылились в создание концепции неолиберализма и свелись к следующему: