БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
Кафедра "Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций" И. В. ДОВГЕЛОК Р. Г. ГУРОК
Выполнение инженерным расчетов на ЭВМ IBM при проектировании железнык даоро г
Методические указания к курсовому и дипломному проектированию
Одобрены советом Факультета
"Управление процессами перевозок"
Белорусского государственного
университета транспорта
Гомель 1996
уда 625. II : 681.3 (075.85
д о в г е л ю к Н. В., Гурок Р. Г.
Выполнение икюнврных расчетов на ЭВМ IBMпри проектировании железных дорог: Метод, указания к курсовому и дипломному проектированию / Белорус, гос. ун-ттрансп. - Гомель, 1996. - 55 с.
Излагаются способы выполнения на ЭВМ 1ВМ расчетов по проектированию новых и реконструкции существующих железнодорожных линий. Привелены программы тяговых расчетов, расчетов по реконструкции плана существующих железных дорог, подсчета объемов земляных работ. Предназначены для студентов транспортных вузов, выполняющих курсовые и дипломные проекты новых линий и вторых путей. Они могут быть использованы в проектных организациях, занимающихся такими расчетами.
Рецензент- канд. техн. наук, доцент кафедры "Строительство и эксплуатация дорог" БелГУТа В.И.Матввцов.
© Н В. Довгелюк, Р. Г. Гурок, 1996.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение......................... .............. 4
1. Тяговые расчеты......................... :... 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Структура диалога.................................. 8
1.3. Определение скорости, времени кода и механической работы локомотива. 12
2. Подсчет площадей угловых диаграмм проектируемых кривых.. 28
2.1. Краткие сведения................................... 28
2.2. Структура диалога.............................. 29
2.3. Определение площадей угловых диаграмм
проектируемых кривых................................... 30
3. Определение смещений круговой кривой
при увеличении ее радиуса 34
3.1. Общие сведения 34
3.2. Структура диалога............................... 36
3.3. Определение смещений круговой кривой............. ..'....... 37
4. Определение объемов земляных работ по главному пути новых
линий 41
4.1. Определение об^мов земляных работ по средним рабочим отметкам 42
4.2. Структура диалога.............................................................................. 43
4.3. Программа определения объемов земляных работ.................................. 44
5. Темы, рекомендуемые студентам для исследования с
использованием ЭВМ................................................................................. .50
С п и с о к л и те ра ту ры............................ :................ ,•..................... 50
Приложение. Полиномы Fk ■ F (V) для элек7ровозов
и тепловозов................................................................................................ 51
3
ВВЕДЕНИЕ
В методических указаниях изложены способы решения на ЭВМ IBM ряда наиболее трудоемких задач, встречающихся при проектировании железных дорог: тяговые расчеты, определение объемов земляных работ, реконструкция плана существующей железной дороги.
В каждом разделе излагаются краткие сведения из теории и общие принципы решения той или иной задачи, приведены программы расчета на ЭВМ и пояснения к ним.
Программы носят учебный характер, поэтому они неполностью универсальны. Это, с одной стороны, обеспечило значительную простоту всех программ, а с другой - дает возможность каждому студенту творчески подойти к решению задач, отличающихся от рассмотренных, но аналогичных по методике расчета. При разработке программ учтен опыт кафедры по использована ЭВМ в учебном процессе.
Программный комплекс работает на персональных ЭВМ IBM PC AT С с низкоформатным принтером) под управлением М ДОБ версии не ниже 3.
Используется система управления базами данных FOXPRO версии 2.
Программный комплекс обеспечивает удобные средства ввода и корректировки данных в диалоговом режиме, выдачу всей необходимой информации и оперативное внесение изменений.
I. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТЫ
I.I. Обвив положшия
Тяговые расчеты проводятся с целью определения значений скорости, вре-
4
мени хода и механической работы локомотива. Они нужны для техники -экономической оценки проектных решений и расчета пропускной способности дорог. Ниже излагается методика тяговых расчетов на ЭВМ IBM.
На ЭВМ, естественно, можно решать и такие частные задачи тяговых расчетов, как, например, определение основного сопротивления движению, подсчет удельных равнодействующих сил при различных режимах работы локомотивов, определение массы состава из условия равномерного движения поезда на руководящем (расчетом) подъеме и с учетом использования кинетической энергии поезда, установление допускаемых скоростей по тормозам и др. Использование ЭВМ особенно аффективно, когда расчеты носят исследовательский характер и выполняются при различных вариантах исходных данных.
Как известно, решение большинства задач тяговых расчетов основано на интегрировании уравнения движения поезда. Расчеты на ЭВМ в этом отношении не являются исключением. В основе численных методов лежит допущение постоянства удельных равнодействующих сил в пределах небольших интервалов пути, или скорости, или времени. Практика расчетов . показала, что по методическим соображениям интегрирование по пути с постоянным шагом As наиболее целесообразно.
При составлении программы расчетов для численного решения дифференциального уравнения движения поезда принят известный в математике метод Эйлера. Рассмотрим его применительно к наиболее характерному случаю движения поезда под тягой, которому соответствует уравнение
dv/ dt • 120 CfK - w) С1.П
или (при небольших приращениях скорости и времени)
tv /At = 120 (fK - w). (1.2)
Пусть известна функция - кривая v = f (t) (рис.1.1), проходящая через точку 1 с координатами Vh. tn с начальное условие). Проведем к кривой v = f (t) в точке I касательную и отметим на ней точку 2, соответствующую моменту времени tic. Угловой коэффициент касательной tga выражается формулой (1.2). Скорость в конце интервала времени At
кк ■ кн + АГ. (1.3)
Очевидно, чем меньше t, тем меньше полученное знамени" vk. (точка 2) будет отличаться от истинного (точка 2').
о
Подставляя в выражение (3) значение4v из формулы С 1.2), получим
vK = Сн + 120 CfK _ vO н At. CI. 4)
Рис. I.I. Расчетная схеиа к числовому интегрировании уравнения движения поездов
Формула С 1.4) непосредственно не может быть использована для расчетов, поскольку она вкючает в себя неизвестную величину приращения времени. Примем изменение скорости в пределам/! по линейному закону. Тогда отрезок пути, соответствующий At, будет
As " Atvco ■ At ( vh + vk) / 2.
6
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.