Введение
Инженерно-геологические изыскания выполнены для составления строительного проекта капитального ремонта автомобильной дороги Р-30 Гомель – Ветка – Чечерск - Ямное км 142,0 - км 145,615 на основании задания РУП «Гомельавтодор» № 18/05 от 28 февраля 2005 г. в соответствии с приказом РУП «Белгипродор» № 255 от 17 апреля 2006 г. и техническим заданием на выполнение изысканий, выданным главным инженером проектов Рябиченко А.Е.
Объект изысканий расположен на стыке Кормянского и Рогачёвского районов Гомельской области.
Существующая дорога относится к дорогам республиканского значения. Категория дороги – III. Начало проектируемого участка ПК 1420+95 соответствует км 142,095 существующего километража а.д. Р-30 Гомель – Ветка – Чечерск - Ямное, а конец – ПК 1455+57 соответствует пересечению с а.д. М-8 граница РФ (Езерище) – Витебск – Гомель - граница Украины (Новая Гута) на км 324,84. Протяженность участка составила 3,462 км.
Задачи инженерно-геологических изысканий – изучение конструкции существующей дорожной одежды, геологического строения и гидрогеологических условий участка изысканий, физических свойств грунтов земляного полотна и естественного основания для разработки строительного проекта капитального ремонта автомобильной дороги Р-30 Гомель – Ветка – Чечерск - Ямное км 142,0 - км 145,615.
В 1989 году в составе проекта 34/89 на исследуемом участке Гомельским дорожным отделом «Белгипродор» выполнялись инженерно-геологические изыскания, материалы которых используются в настоящем отчёте для характеристики геологического строения и гидрогеологических условий участка изысканий, физических свойств грунтов земляного полотна и естественного основания.
В апреле 2006 г. изыскательским отрядом филиала Гомельский дорожный отдел выполнено исследование конструкции существующей дорожной одежды – 7 поперечников. Камеральную обработку полевых материалов и написание отчета выполнил геолог I категории Бывшев Г.В.
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1.1 Рельеф, геоморфология и гидрография
В геоморфологическом отношении участок изысканий расположен в области равнин и низин Предполесья в пределах Чечерской моренно-водно-ледниковой равнины. Участок изысканий приурочен к пологоволнистой водно-ледниковой равнине, расчленённой денудационными ложбинами, местами заболоченными. Абсолютные отметки поверхности земли на изучаемом участке автомобильной дороги изменяются от 154,18 до 164,18 м.
Гидрографическая сеть в районе изысканий представлена р. Сож с её притоками (р.Чечера, р.Липа). Постоянно действующих водотоков а.д. Р-30 Гомель – Ветка – Чечерск - Ямное на изучаемом участке не пересекает.
1.2 Климат
Краткая характеристика климатических условий района изысканий приводится по усредненным данным многолетних наблюдений метеостанции г. Чечерска (п.3.2 СНБ 2.04.02-2000).
Климат района изысканий умеренно-континентальный с тёплым влажным летом и умеренно холодной зимой. Средняя годовая температура воздуха составляет + 5,8ºС, абсолютная минимальная – 36ºС, абсолютная максимальная + 35ºС, среднее годовое количество осадков 678 мм (с поправкой на ветровой недоучет (п.3.15. СНБ 2.04.02-2000) – 764 мм). Продолжительность периода со средней суточной температурой воздуха не выше 0 - 128 дней. Переход среднесуточной температуры воздуха через +5 ºС происходит весной – 12 апреля, осенью – 21 октября. Средняя (из наибольших декадных за зиму) высота снежного покрова составляет 18 см, максимальная (из наибольших декадных за зиму) – 46 см. Продолжительность залегания устойчивого снежного покрова составляет 93 дня. Наибольшая декадная высота снежного покрова 5%-й обеспеченности в н.п Ямное составляет 45 см. Средняя из максимальных глубин промерзания почвы для открытой местности под естественным снежным покровом составляет 61 см, а наибольшая из максимальных – 150 см. Преобладающее направление ветра зимой южное, летом - западное.
Объект проведения инженерно-геологических изысканий согласно прил. А ТКП 45-3.03-19-2006 расположен во втором (центральном) дорожно-климатическом районе территории Республики Беларусь.
2. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И
ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
В геологическом строении до глубины исследования (3,0…6,0 м) принимают участие следующие виды четвертичных отложений:
современные голоценового горизонта
– техногенные (thIV);
–болотные (bIV)
среднечетвертичные сожского горизонта
– флювиогляциальные надморенные (fIIszs)
среднечетвертичные днепровского горизонта
– моренные (gIId).
Техногенные образования представлены асфальтобетоном - 0,11…0,18 см, чёрным щебнем – 0,06…0,12 м, гравийно-песчаной смесью – 0,13…0,30 м и насыпными грунтами, мощность которых составляет 0,2…2,3 м. Насыпные грунты слагают насыпь автодороги и представлены песками пылеватыми. Подстилаются насыпные техногенные грунты современными болотными и среднечетвертичными флювиогляциальными надморенными и моренными отложениями.
Болотные отложения вскрыты скв.78 (водопропускная труба на ПК 1431+25) на глубине 2,8 м. Мощность отложений 0,9 м. Представлены среднеразложившимся торфом (Iот = 0,85, Ddp=35.1%), черного цвета, водонасыщенным.
Флювиогляциальные надморенные отложения вскрыты на глубине 0,6…2,3 м. Вскрытая мощность отложений 0,6…2,7 м. Представлены песками пылеватыми, серыми, жёлто-серыми, светло-жёлтыми, от маловлажных до водонасыщенных. Коэффициенты фильтрации по результатам лабораторных определений, выполненных в 1989 году (объект № 34/89) составляют 0,1 м/сут.
В октябре 1989 года при проведения изысканий на исследуемом участке скв.78 на глубине 2,8 м (абсолютная отметка 153,37 м) вскрыты грунтовые воды. Воды приурочены к торфам и пескам флювиогляциальных отложений. Воды безнапорные. Питание подземных вод осуществляется за счет инфильтрации атмосферных осадков. Расчетный уровень подземные вод раположен на 1,0 м выше зафиксированного в период бурения, но не выше отметок быта.
При изысканиях, проведённых в апреле 2006 года, зафиксировано скопление поверхностных вод у насыпи автодороги с обеих сторон на участке ПК 1426+90 – ПК 1428+20 и с правой стороны насыпи на участке ПК 1435+00 – ПК 1436+20. Эти участки по характеру поверхностного стока и степени увлажнения отнесёны к местности II типа, остальная часть исследуемого участка автодороги к местности I типа.
3. Существующее земляное полотно и
дорожная одежда
На всём протяжении участка изысканий проектная ось совмещена с осью существующей автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием.
Дорога проходит в насыпи, высотой 0,7…2,3 м. Ширина земполотна 11,0…13,0 м. Откосы насыпи автодороги устоявшиеся, задернованы. Обочины укреплены гравийно-песчаной смесью. Обочины занижены.
Грунт земляного полотна – песок пылеватый. Коэффициент фильтрации насыпных песков пылеватых, по результатам лабораторных определений составляет 0,1 м/сут. По степени пучинистости песок пылеватый относится к IV группе (ТКП 45-3.03-19-2006).
Покрытие из асфальтобетона. Ширина покрытия 5,8…6,0 м. На покрытии наблюдаются отдельные незаделанные трещины, раскрытием до 3 мм; отдельные выбоины диаметром до 20 см; разрушение кромок. Поперечные уклоны не соответствуют требованиям ТКП 45-3.03-19-2006.
Конструкция дорожной одежды(средние значения): асфальтобетон толщиной 13 см на основании из чёрного щебня – 8 см и гравийно-песчаной смеси – 23 см.
Пучинистых участков в период проведения изысканий не выявлено.
4. Искусственные сооружения и физико-механические
свойства грунта
В процессе выполнения инженерно-геологических изысканий у искусственных сооружений (водопропускных железобетонных труб) на ПК 1431+25, ПК 1435+60, ПК 1446+30 и ПК 1455+26 пробуренными скважинами вскрыты насыпной песок пылеватый средней плотности, торф и флювиогляциальный песок пылеватый средней плотности. (См. продольный профиль). На глубине укладки труб залегают: на ПК 1435+60, ПК 1446+30 и ПК 1455+26 - флювиогляциальный песок пылеватый влажный, на ПК 1431+25 - насыпной песок пылеватый влажный (0,6 м), торф (0,9 м) и флювиогляциальная песок пылеватый водонасыщенный. Просадок тела существующих труб и разрушений, вызванных недостаточной несущей способностью грунтов основания, не отмечено.
Нормативные значения расчетного сопротивления грунтов (Rо) принято в соответствии с табл.2,5 СНиП 2.02.01-83 и составляет: для песка пылеватого маловлажного – 200 кПа, влажного – 150 кПа, водонасыщенного – 100кПа.
5. Строительные материалы
Заданием на производство инженерно-геологических изысканий для разработки строительного проекта капитального ремонта автомобильной дороги Р-30 Гомель – Ветка – Чечерск - Ямное км 142,0 - км 145,615 поиск и разведка местных строительных материалов (грунт, песок) – не предусматривались.
Выводы
В результате проведенных инженерно-геологических изысканий, согласно прил.А П2-03 к СНБ 1.02.01-96, объект отнесен к I (простой) категории сложности инженерно-геологических условий.
В целом инженерно-геологические и гидрологические условия благоприятны для капитального ремонта участка дороги. Использование торфа в качестве основания искусственных сооружений не рекомендуется. При проектировании следует предусмотреть мероприятия по организации поверхностного стока на территориях, прилегающих к насыпи автодороги на участках ПК 1426+90 – ПК 1428+20 и ПК 1435+00 – ПК 1436+20.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.