Основы принятия решений при проектировании автомобильных дорог

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

УДК 625.7.001.2

ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

АВТОМОБИЛЬНЫХДОРОГ

BASES OF DECISION-MAKING AT DESIGNING HIGHWAYS

Ахраменко Галина Владимировна

Ahramenko Halina Vladimirovna

кандидат технических наук, доцент кафедры

«Изыскания и проектирование дорог»

Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель

     Рассматривается один из способов принятия решений при проектировании автомобильной дороги и приводится пример выбора направления трассы с использованием множества Парето.

     One of ways of decision-making is considered at designing highways and the example of a choice of a direction of a line with use of set Pareto is resulted.

    Проблема принятия решений состоит в выборе человеком линии поведения в конкретной обстановке, т.е. в определении одного из возможных вариантов действия, который представляется ему предпочтительней. Ситуация, в которой необходимо принимать решения, типична и для процесса разработки проектов новых автомобильных дорог.

    Главная задача, возникающая перед разработчиком проекта автомобильной дороги, состоит в том, чтобы принять обоснованные решения по структуре элементов системы и их параметрам [1]. Эта задача может быть сформулирована следующим образом: разработать проект автомобильной дороги с такой структурой элементов и их параметрами, чтобы обеспечить заданные размеры перевозок (параметры цели) при минимальных затратах. В условиях, когда затраты на строительство автомобильной дороги регламентированы, возможна постановка другой задачи проектирования: разработать проект автомобильной дороги с такой структурой элементов, чтобы обеспечить максимальные размеры перевозок при заданных затратах.

    Решение поставленных задач проектирования  автомобильной дороги может осуществляться на основе методов теории принятия решений [4]. По своей сути задачу принятия решений при выборе направления проектируемой автомобильной дороги можно отнести к многокритериальным статическим детерминированным задачам проектирования. Это объясняется следующими признаками:

    - наличием нескольких критериев;

    - наличием случайных факторов;

    - независимостью критерия от времени.

    При решении таких задач появляется несколько целей, обусловленных наличием критериев, которые желательно оптимизировать. Однако, как правило, эти цели противоречивы, что вносит в задачу неопределенность, преодолеть которую формальными методами нельзя. Например, естественно стремление разработчика проекта автомобильной дороги сделать ее такой, чтобы она была «получше», а затраты «поменьше». Однако найти решение, удовлетворяющее обоим устремлениям, невозможно. Выход из создавшегося положения находится в поиске компромисса, т.е. решения, не полностью, а в какой-то степени удовлетворяющего и один, и другой критерий. Для облегчения принятия решения в условиях многокритериальных задач можно использовать такие процедуры, как «линейная свертка», «выделение основного критерия» и «ранжирование вариантов». В данном случае рассматривается процедура «ранжирования вариантов», которая позволяет уменьшить число вариантов.

      Рассмотрим задачу выбора направления автомобильной дороги. Пусть определены n допустимых вариантов уклонов трассирования i1, i2, . . .,in. Следовательно, для трассирования мы располагаем n значениями уклонов. Представим, что между начальными и конечными пунктами простирается водораздел с к седлами, определяющими возможные направления автомобильной дороги.

    Теоретически число r возможных вариантов трассы равно r = к n и может быть большим. Например, при  к = 5 и n = 4 число вариантов трассы r = 20. Принимая во внимание, что проектирование каждого варианта для получения результата – приведенных строительно-эксплуатационных затрат – требует много труда и времени, попытаемся уменьшить их число.

    Запроектируем на карте n магистральных хода через все седла с уклонами i1,

i2, . . ., in; всего к n магистральных ходов. Для каждого магистрального хода определим коэффициент удлинения λ. В результате для каждого варианта трассы получим два показателя: уклон i и коэффициент удлинения λ.

Для наглядности представим каждый вариант в виде точки в системе координат iО λ (рисунок 1). На плоскости множеству допустимых вариантов соответствует область Ω. Цифрами 1, 2, 3 и 4 обозначим крайние точки области Ω.

Рисунок 1 – Выделение конкурентных

                        вариантов

Точке 1 соответствует минимум, а точке 3 – максимум уклона, точке 2 – максимум, а точке 4 – минимум коэффициента удлинения. Анализ показывает, что варианты с меньшими уклонами лежат на левой границе области Ω (дуга 2 – 1 – 4), а варианты с меньшими коэффициентами удлинения лежат  на нижней границе области Ω (дуга 1 – 4 – 3). Общим для дуг 2 – 1 – 4 и 1 – 4 – 3 является их отрезок 

1 – 4. Для вариантов, лежащих на дуге 1 – 4, справедлива следующая зависимость между i и λ: чем больше i, тем меньше λ. Для дуг 1 – 2 и 4 – 3 зависимость между i и λ имеет иной характер: чем больше i, тем больше λ. Понятно, что варианты с такой зависимостью между i и λ неприемлемы. На дуге 2 – 3 зависимость между i и λ такая же, как и на дуге 1 – 4, но варианты, принадлежащие дуге 2 – 3, имеют больший коэффициент удлинения, чем варианты, относящиеся к отрезку 1 – 4, например в сечении 1 – 1. Значит, только варианты, лежащие на дуге 1 – 4, должны разрабатываться и принимать участие в процедуре принятия решения.

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.