Внутрифирменное планирование на предприятиях питания. Новые способы ведения хозяйства, страница 2

Для соотнесения полученных теоретических выводов с реальными возможностями их применения на практике проведен анализ изучаемого объекта с точки зрения  его места и развития  в рамках конкретного субъекта экономической деятельности—предприятия питания—Школьно-базовой столовой «Люблино».

Основная цель деятельности данного предприятия социальная: обеспечение рационально сбалансированными завтраками и обедами 50 тыс. школьников по постоянным ценам, уровень которых лимитируется государством через предел наценки: для продукции собственного производства—56%, для покупных товаров—30%. Предприятие находится на полном самофинансировании. (Предприятие является заготовочным, то есть его основная функция заключается в приготовлении готовых обедов и полуфабрикатов высокой степени готовности для обеспечения ими школьных столовых. ШБС  обслуживает 88 школ микрорайонов. Обслуживаемый контингент—это 50 тыс. учащихся и около 7 тыс. преподавательского состава.)

Четкой системы составления внутренних взаимосвязанных планов в ШБС не используется, поэтому при анализе одновременно разработана структура составления основных планов—плана показателей производства и реализации и плана издержек.

Перед составлением планов на 2006 год проведен анализ эффективности результатов  деятельности  ШБС за 2005 по сравнению с предыдущим—2004 на примере показателя прибыли (таблица 1.). Из данных приведенной таблицы видно, что в анализируемом периоде сумма прибыли уменьшается по сравнению с предшествующим на 800 тыс. рублей, или на 54%, а уровень рентабельности уменьшается с 1,3 до 0,7 % к товарообороту В ходе анализа определены основные факторы, влияющих на величину прибыли: в этот период понижение прибыли в основном произошло за счет снижения уровня валового дохода, а повышение—за счет снижения уровня издержек производства и обращения по отношению к товарообороту. Значит эти показатели при планировании в следующем периоде могут быть использованы как потенциальные источники роста прибыли.

Для упрощения необходимого для планирования анализа потенциального влияния одного из этих показателей—издержек производства и обращения—на прибыль построена математическая модель зависимости этих показателей на основе данных за 2005 год. Она показала, что данная связь устойчива и может быть описана уравнением прямопропорциональной линейной зависимости.   В дальнейшем это уравнение может быть использовано для анализа: при его помощи можно быстро узнать насколько должна измениться прибыль при планировании определенной ∑ издержек.

При планировании товарооборота произведены плановые расчеты выпуска блюд по количеству и групповому ассортименту (на основе известной численности потребителей); средних цен на блюда в целом и по групповому ассортименту (первые, вторые, третьи и холодные); и составлены промежуточные планы товарооборота обеденной продукции; выпуска прочей продукции общественного питания в натуральном и денежном выражении; покупных товарах в целом и в ассортименте. И в результате составлен сводный план выпуска продукции и товарооборота (таблица 1). При составленииданного плана учтен один из резервов роста прибыли—рост валового дохода в основном за счет изменения структуры т.о. в сторону увеличения продукции собственного производства, реализуемую с большей наценкой (в основном предполагается добиться этого за счет расширения производства кондитерских изделий и замены ими в меню аналогичных покупных товаров). Запланировано общее увеличение т.о. на 7,6%, при этом: увеличение т. о. по обеденной продукции на 11%, а по прочей продукции собственного производства—на 31% (в целом—на 18%), и уменьшение т.о. по покупным товарам на 16,3 %. Таким образом,  запланировано увеличения доли продукции собственного производства на 7,2% (с 74,0 до 81,2%).