Рабочая программа учебной дисциплины «Ценообразование в общественном питании»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

стратегии и тактики предприятия питания с учетом рыночных условий.

1.3 Основные методы преподавания дисциплины:

  • лекции;
  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
  • расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
  • консультации преподавателей;
  • самостоятельная    работа    студентов,    в    которую    входит    освоение теоретического    материала,    подготовка    к    семинарским    занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

1.4 Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Данная учебная дисциплина предназначена для студентов 4 курса инженерно-экономического факультета, обучающихся по специальности «экономист-менеджер».

Курс должен изучаться после курсов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг продукции и услуг», «Экономика отрасли».

1.5 Требования к уровню освоения содержания курса:

После изучения курса студент должен знать:

- теоретические основы рыночного ценообразования;

- действующую систему цен и их классификацию;

- содержание основных методов ценообразования

- специфические характеристики ценообразования на различных рынках;

- закономерности формирования ценовой политики, стратегии и тактики предприятия питания.

Должен уметь:

- провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы;

- применять основные методы ценообразования;

- оценить эластичность спроса;

- обосновать целесообразность выбора той или иной ценовой политики, стратегии для предприятия питания;

- оценивать бизнес в сфере массового питания.

1.6 Формы контроля:

1.Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

•   контрольные работы;

•   подготовка докладов

2. Итоговый контроль:

•   зачет:

•   в форме собеседования;

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Теоретические основы цены

Цена как экономическая категория. Сущность, функции и роль цены в национальной экономике.

Теории трудовой стоимости, предельной полезности, неоклассические теории цены, теории конкурентной цены.

Взаимоотношения цены с другими экономическими категориями и явлениями.

Место цены как экономической категории в административно-командной экономике.

Цена как многофункциональное экономическое явление, важнейшая рыночная категория.

Ценообразующие факторы: внеконъюнктурные, конъюнктурные (рыночные), их взаимосвязь.

Цена и рыночное равновесие. Изменение равновесных цен под воздействием спроса и предложения.

Эластичность спроса от дохода и цены. Факторы влияния изменения цен на спрос. Эластичность ценовых ожиданий. Цена и полезность. Цена и издержки.

Концепция предельных издержек и предельного дохода. Методы калькулирования   себестоимости   промышленной продукции.

Калькулирование себестоимости методом простого отнесения затрат. Калькулирование себестоимости методом стандарт кост. Калькулирование себестоимости методом директ костинг. Калькулирование себестоимости методом маржинал костинг. Оценка перечисленных методов калькулирования себестоимости.

Литература

1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.

2. Желтяков Н.А., Маховикова Г.А. и др. Цены и ценообразование. Учебное пособие. СПб Питер, 2001 (Краткий курс).

3. Ценообразование. Учебное пособие/ В.А. Слепов, Г.Е. Николаева/Под ред. В.А. Слепова. Рос. Экон. академия.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

4. Ценообразование: Учеб.-практич. пособие /Шуляк П.Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2002

5. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб: Из-во «Питер», 1999.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите основные теории цен, их представителей.

2. Дайте определение цены.

3. Функции цен.

4. Что определяет коэффициент ценовой эластичности?

5.Перечислите  основные  методы калькулирования себестоимости.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.  Виды цен в рыночной экономике.

2.  Издержки производства.

Тема 2. Система цен и их классификация

Определение системы цен. Объективные условия многообразия цен в рыночной экономике.

Классификация цен. Виды цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер народного хозяйства, от степени учета в них транспортных расходов, по формам и стадиям продажи товаров и услуг, по степени свободы от воздействия государства, по времени действия. Мировые цены.

Состав и структура розничной цены.

Взаимосвязь различных видов цен.

Литература

1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.

2. Желтяков Н.А., Маховикова Г.А. и др. Цены и ценообразование. Учебное пособие. СПб Питер, 2001 (Краткий курс).

3. Ценообразование. Учебное пособие/ В.А. Слепов, Г.Е. Николаева/Под ред. В.А. Слепова. Рос. Экон. академия.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

4. Магомедов М.Д. Цены и ценообразование. Учебное пособие. -М..Финансы и статистика, 2000.

5. Чибинев В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование, учебное пособие, СПб: Лексикон, 2000.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой система цен?

2. Классификация цен в зависимости от стадии движения товара. Структура цен.

3. Классификация цен в зависимости от степени вмешательства государства. Уровни государственного регулирования цен.

4. Классификация цен по способу фиксации в контракте.

5. Классификация цен по учету фактора времени.

6. Как формируется структура цены?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Изучить основные виды цен.

2.Из чего складывается розничная цена?

Тема 3. Рыночные стратегии ценообразования

Ценообразование в структуре рынка.

Ценообразование на различных типах рынков и порядок установления цен.

Особенности установления цен в различных рыночных ситуациях.

Классификация ценовых стратегий.

Стратегии дифференцированного ценообразования. Содержание ценовой дискриминации.

Стратегии конкурентного ценообразования. Ценообразование при проникновении на рынок. Ценообразование по кривой «освоения». Стратегия сигнализирования ценами.

Стратегии географического ценообразования. Стратегия «единой цены назначения». Зональное ценообразование.

Ассортиментные стратегии ценообразования: на наборы, установление цен «выше номинала», «имидж ценообразования», «комплектное ценообразование».

Комплексное сравнение стратегий ценообразования.

Литература

1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. Учебник. М.: Дело и сервис, 2002.

2. Желтяков Н.А., Маховикова Г.А. и др. Цены и ценообразование. Учебное пособие. СПб Питер, 2001 (Краткий курс).

3. Ценообразование. Учебное пособие/ В.А. Слепов, Г.Е. Николаева/Под ред. В.А. Слепова. Рос. Экон. академия.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

4. Магомедов М.Д. Цены и ценообразование. Учебное пособие. -М..Финансы и статистика, 2000.

5. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга, М., 1997.

6. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб: Из-во «Питер», 1999.

7. Чибинев В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование, учебное пособие, СПб: Лексикон, 2000.

Вопросы для самопроверки

1.Какие типы рынков существуют в рыночной экономике?

2. Ценообразование на рынке свободной конкуренции.

3. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.

4. Ценообразование в условиях олигополии и монополии

5. Назовите основные  стратегии ценообразования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Изучить основные типы рынков в рыночной экономике.

2. Особенности ценообразования в зависимости от типа рынка.

Тема 4. Ценовые стратегии предприятий питания

Ценовая политика предприятия питания – важнейшая часть его общей хозяйственной политики и средство завоевания потребителей.

Ценовая политика предприятия включает систему ценовых рыночных стратегий, их характеристика.

Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий.

Методы ценообразования, оценка их применения в различных предприятиях питания.

Обоснование выбора ценовой политики для конкретных предприятий питания.

Литература

1. Магомедов М.Д. Цены и ценообразование. Учебное пособие. -М..Финансы и статистика, 2000.

2. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование, Учебное пособие, Изд.2-е, М.: ФБК-Пресс, 2001.

3. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга, М., 1997.

4. Ценовая политика предприятия. Учебник для вузов. Тарасевич В.М., СПб: Питер, 2001.

5. Ценообразование: Учеб.-практич. пособие /Шуляк П.Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2002

6. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб: Из-во «Питер», 1999.

7. Цены и ценообразование. Учебник для вузов (Гриф МО РФ) Под ред Салимжанова И.К.. М.: Финстатинформ, 2001.

8. Цены и ценообразование: Учеб. пособие (Гриф МО РФ) / Слепнева Т.А., Яркий Е.В. - М.: Инфра-М, 2001.- 240 с.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные цели ценовой политики любого предприятия питания

Похожие материалы

Информация о работе