Фрикционные материалы, страница 5

Скорость скольжения для трибоэлементов в фрикционных узлах изменяется от 0 (размыкание тормозов) до 50 м/с и выше (замыкание).

Удельные нагрузки для многих фрикционных устройств составля­ют 0,8...7,0 (15,0) МПа.

Коэффициент трения, обеспечивающий необходимую силу тре­ния (момент трения), обычно имеет значения в пределах 0,2...0,5 (0,2 - минимизирован исходя из условий создания необходимой силы трения, а 0,5 - ограничивается из-за возможности самозаклинивания).

п

Коэффициент трения в автомобильных тормозах принят равным 0,35, на железнодорожном транспорте - 0,2, в авиационных тормозах -0,2.-0,5. При этом к ряду фрикционных узлов предъявляется еще требо­вание сохранения неизменности коэффициента трения в режиме тормо­жения (железнодорожный транспорт).

Рабочая температура (t^, °C) в зоне контакта на поверхности трения может достигать 200...600 °С и выше. Технические требования в таких условиях предъявляются с учетом возможных температур, чтобы выбранные ФМ обеспечивали достаточную теплопроводность.

п

При высоких рабочих температурах условию обеспечения рабо­тоспособности пары удовлетворяют металлы, металлические сплавы и графитные композиции

В табл. 15 приведены практические рекомендации по выбору материалов фрикционного элемента и конгртела трибопары в различ­ных условиях нагружения для обеспечения коэффициента трения в заданных пределах.

Таблица 15

Рекомендации по выбору ФМ

Условия работы

Нагрузка, МПа

Материал

/

Температура (на поверх­ности), °С

Фрикционного элемента

Контртела (тормозной барабан, диск)

Легкие

80-100

Асбокаучуковый; спеченный на ос­нове Си, А1; кожа; древесина

Сталь 10, 45, 30ХГС, 35Л, 55Л, СЧ15, СЧ18

0,30-0,35

60-200

Средние

150

Асбофрикционный на комбинирован­ном связующем; спеченный на ос­нове Си, Fe

Сталь 60, 70, 60Г, 70Г, 40Х, чугун СЧ20, СЧ21,

ЧНМХ

0,25

до 450

Тяжелые

600

Спеченный на ос­нове Fe; углеграфит

Сталь 40ХНМ, 45ХНМФА, чугун ЧНМХ

0,22-0,28

1200