На рис. 50 показана микроструктура чугуна, применяемого для изготовления гребневых тормозных колодок локомотивных тормозных пар «сталь бандажная (колесо) - ФСЧ (гребневая колодка)».
п
Прогнозируемый (желаемый) коэффициент трения в этой паре должен быть около 0,4. При экспериментальных замерах в режиме торможения действительный коэффициент трения колеблется в пределах 0,08..,0,35.
Рис. 50. Микроструктура ФСЧ (1,4% Р) локомотивной тормозной гребневой колодки, применяемой в паре с бандажной сталью (сталь 60). х50: П - перлит пластинчатый, Г - графит пластинчатый, Фэв, - фосфидная эвтектика, Ф - феррит (следы)
При работе фрикционных пар со смазкой для изготовления дисков и барабанов используют бронзу АЖММц 10-3-1,5.
Таким образом, для изготовления трибоэлементов с повышенным запасом конструкционной прочности применяются металлические материалы (стали, серые чугуны и бронзы).
4.4. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ТРИБОПАР С УЧЕТОМ СОВМЕСТИМОСТИ ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
При выборе материалов для элементов трибопары необходимо учитывать особенности характера работы фрикционного тормозного механизма в конкретном изделии. Учет характера нагружения фрикционного узла позволяет сформулировать технические требования к ФМ, от правильного выбора которых зависит работоспособность трибоузла и изделия в целом.
В табл. 14 приведены примеры нагрузочных режимов при торможении в изделиях, отличающихся по назначению.
Технические требования к тормозным механизмам, как правило, формулируются исходя из нагрузочных характеристик (скорости скольжения, удельных нагрузок), возможных рабочих температур на поверхности и в объеме трибоэлемента и прогнозируемого коэффициента трения. В зависимости от вида изделия и его функционального назначения эти регламентируемые (или учитываемые) в технических требованиях параметры могут иметь различные уровни и изменяться в режиме торможения в меньших или больших пределах.
Типичные нагрузочные режимы работы тормозных механизмов в различных изделиях
Таблица 14
Вид машины |
Температура в зоне трения, °С |
VCB м/с |
Р, МПа |
||
средняя |
max |
||||
Автомобиль |
170...400 |
10 |
30 |
0,3 |
1,2 |
Буровая лебедка |
600 |
5 |
10 |
0,6 |
1,0 |
Самолет пассажирский |
1100.. .1200 |
25 |
50 |
1,5 |
2,5 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.