Фрикционные материалы, страница 2

По составу ФМ подразделяют на асбофрикционные, металлокерамические, металлические и органические

4.1. АСБОФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Асбофрикционные (асбокаучуковые и асбосмоляные) материа­лы используют при средних нагрузках (около 150 МПа) с объемной температурой элемента до 250°С (кратковременно до 450 °С).

Состоят подобные композиции из армирующей основы, напол­нителей и связующих.

В качестве армирующей основы применяют асбест*2, мине­ральную вату, стеклянные нити. Наполнителями обычно служат ок­сиды металлов, мел, железный сурик, измельченный кокс, графит. Кроме названных, применяют также теплопроводные металлические наполнители (порошок из стружки меди, латуни, цинка, алюминия, железа и др. металлов) для снижения температуры поверхностного слоя.

Металлические теплопроводные наполнители отчетливо наблю­даются визуально на изнашиваемой поверхности фрикционной колодки (или накладки) автомобильной тормозной пары трения в виде равно­мерно вкрапленных светло-желтых включений.

п

Связующие - каучуки, смолы и их комбинации.

Твердость асбофрикционных материалов обычно колеблется в пределах НВ200...400 МПа, а коэффициент трения f ~ 0,4...0,5.

Асбофрикционные материалы широко применяются в тормоз­ных устройствах грузовых автомобилей.

*1Органические ФМ (кожа, древесина, пробка, войлок и т.п.) используются при легких усло­виях работы с объемной температурой трибоэлементов до 120 °С-

*2 Асбест - тонковолокнистый минерал класса силикатов (водные силикаты Mg, Fe и частич­но Са и Na): Mg6[SMOio](OH)g. Асбестовые волокна для армирования ФМ в поперечнике со­ставляют доли микрометра при длине до 50 мм. Они обладают высокими эксплуатационны­ми свойствами: твердость по шкале Мооса 2...2,5; прочность на разрыв аа~ 3000 МПа; огне­стойкость (U )= 1500 °С.