“Применение первообразной к решению задач”.
Цели урока:
1) 1) Проверить знания учащимися определения первообразной, правил нахождения первообразной, таблицы первообразных; умения и навыки вычислять первообразные элементарных функций, находить площади фигур с применением первообразной.
2) 2) Воспитание творческой активности учащихся на уроке, чувства ответственности за выполнение учебного задания, воли и решительности в достижении поставленной цели, умения правильно организовать свой труд, распределять усилия труда по времени.
3) Развитие умений и навыков вычисления первообразных, решения задач с применением свойств первообразной.
Тип урока:урок контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока:урок-зачет.
Методы обучения:
- - диалогический ;
- - стимулирующий,
- - частично-поисковый.
Оборудование: наглядные пособия (формулы, таблицы, справочная литература), карточки-задания (обязательная и дополнительная части) для самостоятельной работы учащихся, карточки для устного счёта.
Межпредметные связи: - физика (механика);
- информатика (алгоритмы),
- геометрия ( виды плоских фигур,
формулы для вычисления площадей фигур).
Эпиграф к уроку:
“Умение решать задачи - практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на лыжах, или игре на фортепиано:
научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь…”
Дьердь Пойа. (1887-1985 гг.)
Ход урока.
I. I.Актуализация опорных знаний - 12 м.
(В форме проверки узловых вопросов теории по теме и обязательных умений и навыков вычисления первообразных).
1. 1.Вводное слово учителя.
2. 2.Основные моменты темы для повторения с учащимися:
- - определение первообразной;
- - основное свойство первообразной;
- - определение криволинейной трапеции и формула для вычисления её площади;
- - проверка умений находить общий вид первообразных элементарных функций, таких как :
f(x) = 3x4; f(x) = 2sinx; f(x) = 1/x2; f(x) = 1/cos2 x и др.
(В виде устного счёта с применением заранее заготовленных карточек – заданий).
3. 3. Проверка знания таблицы первообразной (в виде игры – “установите соответствие между функцией и её первообразной”).
4. 4. Историческая справка.
Короткое сообщение об основателях дифференциального и интегрального исчисления Ньютоне и Лейбнице.
А также назвать фамилии зарубежных учёных, которые внесли большой вклад в развитие теории интегрирования: Ферма (француз), О. Коши (француз), Б. Риман (немец), Г. Дарбу (француз), и русских математиков: Остроградский М.В., Чебышев П. Л.,
Хинчин А. Я.
II. II.Решение типовых задач - 10 м.
Из числа хорошо успевающих учащихся, заранее выбираются 2-3 ассистента. Они сдают зачёт до урока и помогают на уроке учителю.
Типовые задачи по теме решают ассистенты у доски с комментированием решения. Это делается для “слабых” учащихся с целью ещё раз показать им основные приёмы решения задач по данной теме.
Задача №1.
Найдите для функции f(x) первообразную, график которой проходит через заданную точку M (x0; y0), если f(x) = 3x2 + 4; M (-1; 8).
Решение:
1) F(x) = 3x3/3 + 4x + C
2) F(x) = x3 + 4x + С
3)8 = (-1)3 + 4 · (-1) + С
8 = -1 –4 + С
8 = -5 + С
С = 13
3) 3) F(x) = x3 + 4x +13.
Ответ: F(x) = x3 + 4x +13.
Задача №2.
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
y = 9 – x2; y = 0.
Алгоритм решения:
I. I. Найти точки пересечения графиков заданных функций:
9 – x2 = 0;
x2 = 9;
x = ± 3.
II. Выполнить рисунок.
Ш. Вычислить площадь заданной фигуры:
S = F(b) – F(a);
S = F(3) – F(-3);
F(x) = 9x – x3/3;
S = 27 – 9 – (-27 + 9) = 36.
Ответ: 36 кв.ед.
III. Самостоятельное решение зачётных задач – 20м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.