Теперь, ребята, я расскажу Вам о величайшем значении, "Слова" для литературы и искусства не только русского народа, но и многих других народностей и национальностей.
Величайший польский поэт А.Мицкевич говорил:
"Читая эту поэму, каждый славянин испытывает её очарование. Многие из выражений и образов "Слова о полку Игореве" постоянно встречаются у позднейших поэтов русских, польских, чешских их. Пока не изменится натура славянина, эту поэму будут всегда считать национальным произведением, она сохранит даже характер современности".
"Слово" имело огромнейшее влияние не только на литературу. Её идеи и образы послужили основой для создания многих полотен художников, для создания замечательных музыкальных произведений.
Одним из художников, чье творчество было неразрывно связано с русским фольклором, народным эпосом, был Виктор Михайлович Васнецов.(I846-I926).
Он сумел по-своему ярко и сильно правдиво и понятно показать глубину и поэтичность русского народного искусства.
Первым значительным произведением, утвердившим славу Васнецова, была картина "После побоища Игоря Святославича с половезами которая выставлялась на 9-й передвижной выставке в I880 году.
Она хранится сейчас в Третьяковкой галерее в Москве. Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?
Ученик: Изображено поле боя, на котором лежат русские половецкие воины. Битва уже окончилась. Только два орла кружат над полем брани.
Обратите внимание на позы воинов русских и половецких, Что вы можете сказать об этом?
Ученик: Русские воины лежат в величественных позах, они как будто спят, а не убиты.
Учитель: Половцы же в некрасивых, неестественных позах.
Что хотел сказать этим автор?
Ученик: Художник, как и автор "Слова", подчеркнул этим величие деда руссечей, красоту их духа, дела, подвига.
В картине всё полно этической; величественной тишины и скорбного покоя.
Широкая степь, даренная отблесками красной зари, покрыта телами воинов, погибших в кровавой сече.
"Кровавая луна всходит над полем, пробираясь из-за клубящегося тумана и густых сизых туч. Лишь два орла сцепились в схватке за добычу.
Кровавая луна. красная заря сизые тучи – всё это соответствует тому, что описывал автор "Слова". Красный цвет говорит о пролитой крови, о гибели лучших русских воинов. Густой туман и тучи - это воплощение всеобщёго несчастья.
Главное внимании привлекают в картине два русских витязя, лежащих среди полевых цветов и свежей травы. Могучий воин с грозным лицом и юноша, раскинувший руки, скорее спят, чем убиты.
Ветер уже унёс луч и грохот битвы, стоны раненых, яростные крики сражающихся. Только сухой треск крыльев орлов говорит о жизни.
Кажется, ещё звенит стрела, пронзившая грудь молодого княжича. Венком окружили его голову склоненные васильки и ромашки. Здесь нет живых. Некому рассказать о страшных часах трёхдневной битвы русичей и половцев. Люди ушли. Встают примятые травы, бьются орлы. Пахнет гарью и горькой полынью.
Реквием... Оду павшим героям создал Васнецов. Он написал холст небывалый. Это - картина-песня полотно- былина.
В нем явственно звучат музыка Глинки и Бородина, сроки «Слова о полку Игореве»:
"Тут кровавого вина недостало;
Тут пир окончили храбрые русичи:
сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились".
Эти слова - эпиграф ко всей картине В.М. Васнецова. Здесь нет крови, тлена и ужаса. Звучные, гармоничные краски пейзажа, костюмов, доспехов сообщают особую поэтичность образам русских воинов,
Васнецов достигает единства настроения, воплощает глубокое чувство любви к родным погибшим воинам. Почти любая деталь картины находит параллель в «Слове»
«Храбрые русичи преградили степь червлеными щитами»
И на картине тут и там брошены красные щиты русских.
"кровавые зори; черные тучи с моря идут"
И мы видим это описание на картине В. М. Васнецова.
Эта картина передаёт чувство общенародной гордости за тех сынов родной земли, которые отдели ради её защиты свою жизнь.
Картина - гимн доблести и беззаветному героизму защитников родины, выражение сокровенного смысла бессмертного героического русского народного эпоса.
- Как-то Васнецов долго "сидел в задумчивости перед разложенным на столе набросками, сделанными после чтения "Слова". Потом бродил как обыкновенно по Москве от Никитских ворот до Рарулля. И там, у Раруляя, который напомнил ему своим названием удалых, буйных людей 17 века, невольно остановился возле бывшего дома Мусина-Пушкина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.