Так вот, значит, где жил тог, кто разыскал и открыл миру чудный памятник искусства - "Слово о полку Игореве".
И пока шёл обратно, всё звучали в его голове стихи Слова".
Когда пришёл домой, долго раздумывал о "Слове" Смеркалось, засветил лампу. Неровные блики запрыгали по рисунку, а потом заметались ещё сильней от дрожавшей руки художника. Что-то осенило его, и позабыв обо всем он подошёл к холсту и быстро, вдохновенно начал наносить мазки.
Много позже, в 1910 году, Васнецов закончил работу над картиной "Баян".
На могильном кургане расположился князь с дружиной чтобы послушать "предания старины глубокой".
Здесь же сидит певец народной мудрости - вещийБаян.
Он идеальный певец, вещий внук бога Велеса, то есть человек обладающий божественной силой песнопения.
Как тут не вспомнить вступление к "Слову", где описывается Баян:
"Ведь Баян вещий, когда песнь кому сложить хотел... Русский эпос фольклор имел колоссальное влияние и на композиторов.
В 60 годы 19 века появилось несколько композиторов, очень одаренных, черпающих темы своих произведений из народных сказаний, песен, былин; глубоко преданных народу. Это: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, В.В. Стасов, известный искусствовед и друг композиторов, назвал однажды их " Могучей кучкой". Четкое определение прочно закрепилось за этой группой композиторов.
В.В. Стасов же натолкнул Бородина на е мысль создать оперу на сюжет "Слова" Бородин яростно схватился за эту идею. И вот появилась хорошо сейчас всем известная опера "Князь Игорь".
Основная идея оперы - любовь к Родине. Она проявляется в стремлении народа оградить Русь от набегов кочевников, в заботах лучших русских людей об укреплении государства.
Медленное начало - вступление, часть увертюры, сцена пролога и первая часть арии Игоря характеризует его как мужественного витязя и пламенного патриота, который первейшим своим долгом считаете оборону Руси и заботы об укреплении её могущества.
Бородин стремился показать Игоря государственным деятелем. Он отступает от "Слова", вкладывая в уста Игоря слова Мудрого Святослава, призывающих русских князей объединиться, нанести кочевникам-половцам сокрушительный удар. Но Бородин изображает его и как "живого человека в живой музыке "(Мусоргский), раскрыв красоту души Игоря. С такой же любовью создает он и образ Ярославны.
Зерном музыкального ее образа становится присущая русской женщине сила и глубина чувства при частоте и ясности душевной. Но Ярославна умеет в нужную минуту быть твердой. стойкой и решительной, достойной подругой Игоря.
Горестное известие о муже она встречает по-женски слезами. Но раздаются грозные зовы набатного колокола, и Ярославна готова вместе со всеми защищать Путивль.
Одну из вдохновенных страниц "Слова" Бородин передает в "Плаче" Ярославны: в скорбной, взволнованной мелодии звучит глубокая тоска, неизбывная печаль, вызванная думами и о томящемся в плену Игоре и о разоренном народе.
2 и 3 действия посвящены изображению половцев. С глубоким проникновением и большой любовью воссоздает автор своеобразие восточной музыки - здесь та же сила, яркость, что и в "русских" картинах оперы.
Бородин говорит о мужестве Кончака своеобразии его душевного благородства; глубине и искренности любви Кончаковны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.