Жизнь и лирика Некрасова. День рождения Некрасова как поэта

Страницы работы

Содержание работы

ЖИЗНЬ И ЛИРИКА НЕКРАСОВА

В начале 1840 года вышел первый поэтический сборник Н. А. Некрасова «Мечты и звуки». На обложке, вместо фамилии автора, стояли две буквы «Н. Н.». Критики, в их числе был и В. Г. Белинский, встретили книжку отрицательными отзывами. Некрасов скупил тираж своей книги и почти весь уничтожил. Этот случай надолго отбил у молодого поэта охоту писать лирические стихи.

Николаю Алексеевичу в это время жилось очень нелегко. Юноша остался в столице без друзей, без знакомых и почти без денег. Нередко ему приходилось голодать, испытывать нужду, неуверенность в завтрашнем дне. Чтобы как-то существовать и не умереть с голоду, он был вынужден браться за любую работу, будь то составление афиш в стихах, разбор бездарных книг для газет или писание сказок по заказам книготорговцев. Имя Некрасова в этот период было почти никому не известно.

Прошло несколько лет, и Николай Алексеевич снова начал писать стихи. В начале 1845 года поэт пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня.

Когда были прочитаны последние строчки, где ямщик говорит:

...Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой...

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой...

А, слышь, бить—так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку...

—  «Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»—

«У Белинского засверкали глаза,— вспоминает присутствовавший при этой сцене писатель И. И. Панаев,— он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами в глазах:

— Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?» Этот день стал днем рождения Некрасова как поэта. Похвала Белинского, известного суровой требовательностью, помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как это стихотворение было опубликовано в сборнике 1846 года, критик печатно подтвердил свое лестное мнение о стихах Некрасова: «Они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного».

В рассказе ямщика улавливался глубокий социальный смысл. Это было первое антикрепостническое стихотворение Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие то же направление: «Родина», «Тройка», «Огородник», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...»

Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Зачастую его считают чуть ли не документальным. Однако это не совсем так. Как и в каждом поэтическом произведении, автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм и полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу,

Сцены, взятые из реальной жизни, Некрасов нередко включает в художественную ткань своих произведений, всегда подчиняя их общему творческому замыслу.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Тема музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений:

«В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденья...», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной...» до стихотворений и поэм пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки-баю».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Литература
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0