Я по национальности
«лезгино-даргин»…
(научно-популярный рассказ на тему о детских национальных вариациях)
Однажды теплым сентябрьским вечерком, прогуливаясь со своими юными «морожеными друзьями» (как обычно я их называю) – детьми моих соседей, встретив навстречу идущего своего давнего приятеля, решил поприветствовать его на своем родном кумыкском языке. Коротко пообщавшись, мы с ним расстались. Только стал он отходить от нас, а мои юные друзья сразу хором: дядя Мустафа, на каком языке вы с ним разговаривали? А один из них в это время, как бы заполняя образовавшуюся паузу говорит – я знаю, что они на языке моего папы Ахмеда говорили… А кто же по национальности твой папа, спросил я его. Папа мой по национальности кумык, а мама – даргинка, ответил он. А мой папа аварец, мама кумычка, мой папа лезгин, а мама даргинка, мой папа лакец, а мама аварка, мой папа даргинец, а мама русская, соревновательно и гордостно отчитались они. К моему удивлению, все оказались детьми из семей, где родители являются людьми различных национальностей и главное, я об этом ранее не знал, поскольку они проживают в других подъездах нашего большого и дружного дома по проспекту имама Шамиля, 31.
Поняв, что я попал в готовый психолого-педагогический лабораторий по исследованию национального самосознания детей в подобных семьях и видя достаточно откровенное расположение ко мне, я стал как бы провоцировать их своими, может быть, непривычными для них вопросами: а вы знаете свою национальность и к какой национальности в этом случае вы себя относите, к национальности отца или же к национальности матери? Не кажется ли вам, что если вы принимаете национальность отца, в какой-то мере можете обидеть маму, а если же наоборот, т.е. выбираете национальность матери, тогда наверняка вы обижаете отца. Как быть в этой деликатной ситуации и что вам говорят ваши родители по этому поводу? Абсолютное большинство сразу стали говорить, что им нравятся обе национальности, но дома (родители, бабушки, дедушки) говорят, что в Дагестане дети в таких семьях обычно носят национальность отца. Лишь один из нашей дружной компании стал восклицать: «а я по национальности лезгино-даргин», - на что мы все обратили особое внимание. Стали уточнять у него национальность родителей. Оказалось, что у нашего неординарного «героя» отец по национальности лезгин, а мать даргинка. Долго не думая, он также добавил, что у него фактически две национальности: когда он находится у себя дома, где присутствуют отец, родители и родственники отца – он лезгино-даргин, а когда же он в гостях у родителей и родственников матери, то он называет себя «даргино-лезгином». В это время другой наш «мороженый друг» говорит, что сегодня в детском саду они играли в различные дагестанские национальности и что он, в частности, будучи лакцем, играл роль даргинской национальности. Это хорошо или плохо, от всей души, по-детски искренне и непосредственно спрашивает он меня.
Признаюсь, что так удивительно, по своему оригинально и естественно разыгранный ими «вариативный сценарий национальностей», т.е. то, что само собою, фактически без моего участия развернулось за какое-то мгновение, для человека, который в течение многих лет проявляет интерес к этой проблематике, было полной неожиданностью. Должен также признаться, что от всего этого мне стало настолько приятно, что в эту очередную прогулку нашу за вкусными морожеными мои юные друзья выдали столько оригинальных, фактически гениальных вариантов для творческого осмысления. Да, подумалось мне, действительно «устами младенца глаголит истина»!
В этой ситуации меня посетила мысль: дайка я им предложу одну «соблазнительно-провокационную идею» и посмотрю как они будут реагировать на это. Я говорю: ребята, вы знаете о том, что у нас в республике кроме тех национальностей – аварец, лезгин, даргинец, лакец, кумык, русский… есть еще новая и фактически с более красивым названием национальность, она называется «дагестанец», «дагестанка» … Причем, такую национальность признают и записывают в своих паспортах дети таких семей, как ваши, т.е. семьи, когда родители являются людьми различных национальностей, и эти семьи называются «национально-смешанными». И стал я им объяснять, что подобный свой поступок многие из них объясняют тем, что действительно им не хотелось обижать в этом деликатном вопросе ни отца, ни мать и пришлось как бы определиться «золотой серединой» («дагестанец»), тем более, что мы все равно являемся дагестанцами и это понятие стало значительно привычным и название этой национальности достаточно симпатичное для нас. Пришлось мне одобрить их по-своему оригинальный и смелый выбор, а также дать дополнительную информацию о том, что вся совместная история народов Дагестана складывалась именно таким образом, что она способствовала их взаимному сближению, установлению межнационально дружеских, торгово-экономических, куначеских, бартерно-сделочных отношений, что каждая дагестанская национальность во все времена органически входила как часть (сегмент) всего многосоставного общего нашего дома, который называется таким красивым названием, как Дагестан и что все национальности, все граждане нашего общего дома, общей родины, которую совместно строили и делали ее историю, могут называться не только как лакцы, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, русские, табасаранцы, агульцы, цахури (цахи), рутулы, но и таким общим, обобщающим, объединяющим их названием как «дагестанцы».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.