ИРЧИ КАЗАК
Еще в тридцатых годах мы не смели называть «великими» даже тех дагестанских поэтов прошлого, которые. создав художественные произведения непреходящего значения, стали основоположниками родных литератур. Слова «великий поэт» по отношению к представителям малых народов казались алогичными. И вот в 1934 году с трибуны I Всесоюзного съезда писателей А. М. Горький заявил: «Разрешите напомнить, что количество народа не влияет на качество талантов... нет такой маленькой страны, которая не давала бы великих художников слова».
Эти окрыляющие слова великого писателя-гуманиста дали возможность трезво оценить литературное наследие, воздать должное .недооцененным до тон поры поэтам прошлого, в частности творчеству таких замечательных мастеров слова, как Ирчи Казак, Батырай, Етим Эмин и Махмуд.
Постепенно мы привыкали к эпитету «великий» и смелее ставили его рядом с 'именами вышеуказанных четырех поэтов — представителен малых народов, возрожденных Октябрем. Так было не только у нас в Дагестане, но и в других национальных литературах. Не обходилось и без другой крайности — тот или .иной национальный поэт безапелляционно назывался Пушкиным такого-то народа. Очевидная нелепость такого сравнения до сего времени не смущает некоторых литературоведов.
Следует всегда помнить, что А. С. Пушкин как гениальный поэт .неповторим, не было и не может быть английского Пушкина или русского Байрона. Тысячу раз прав был Лермонтов, когда писал: «Нет, я не Байрон, я другой...»
.Желание сравнить лучшего поэта своего народа именно с Пушкиным имеет ;и другую, так сказать, позитивную сторону. Это связано прежде всего с совершенством поэтического мастерства. В. Г. Белинский писал: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, чо все в -меру, псе на своем месте, конец гармонирует с началом,— и, прочитав его 'пьесу, чувствуешь. что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить. И в этом, как и во всем другом. Пушкин является по преимуществу художником».
Вот отчего зачастую появляется страстное желание сравнить самого крупного мастера родной литературы с Пушкиным.
Кумыкский поэт XIX века Ирчи Казак создал литературный язык, на котором оказалось возможным выразить глубокие мысли в совершенной поэтической форме.
Не смея сравнить его с Пушкиным, все же замечу, что популярность кумыкского поэта .в своем народе похожа на пушкинскую славу в миниатюре.
Во времена Ирчи Казака у кумыков не было печатного слова. Стихи и песни народных поэтов передавались из уст в уста. Надо полагать, что таких поэтов было немало. Тем не менее в истории кумыкской литературы XIX века Ирчи Казак стоит особняком, кроме него как будто никого и не было. В. Г. Белинский утверждал, что «...при истинном великом поэте нельзя играть роль поэта человеку, не. рожденному поэтом». По мысли В. Г. Белинского, «гений или великий талант уничтожает для других возможность прославиться на его счет посредством подражания...»
Для подтверждения своей мысли В. Г. Белинский приводит яркие примеры из истории русской литературы XIX века. «Стихотворцев,— пишет В. Г. Белинский,— против прежнего, стало теперь несравненно меньше. Из этого многие заключили, будто век поэзии миновался для русской литературы, что поэзия скрылась от час чуть ли не навсегда. Мы так, напротив, видим в этом скорее торжестзо, нежели упадок русской поэзии. Что поколебало, а потом и вовсе изгнало манию стнхопнсання и стихочте-ни"? — Прежде всего, появление Гоголя, потом появление в печати посмертных сочинении Пушкина и, наконец, явление Лермонтова
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.