Оружейное и ювелирное дело в селении Кубани

Страницы работы

Содержание работы

ОРУЖЕЙНОЕИЮВЕЛИРНОЕДЕЛО

ВСЕЛЕНИИКУБАнИ

Аул Кубани является одним из наиболее известных и древнейших центров местной художественной культуры. С давних пор здесь были развиты самые разнообразные художественные ремесла: резьба по камню и дереву, бронзовое литье и медночеканное дело, оружейное и ювелирное искусства, вышивание шелком и золотом, узорное вязание и ткачество.

Наибольшую славу и известность принесло кубачинцам серебряное дело и прежде всего украшение оружия. Район Кубачей издавна славился как центр производства холодного, а начиная с XVIII века и огнестрельного оружия.

В находившемся по соседству с Кубачами ауле Амузги было сосредоточено производство клинков для шашек, кинжалов и других видов холодного оружия. В другом близлежащем селении — Харбук изготовляли огнестрельное оружие. Амузгинские и харбукские ремесленники в значительной мере делали свою продукцию для кубачинцев, которые заказывали или покупали ее для дальнейшей отделки.

Нарядные, с позолотой, с резной слоновой костью, с золотой насечкой по кости, рогу и железу, с глубокой гравировкой и с чернью по серебру ножны шашек и кинжалов, оправы пистолетов и ружей кубачин-ской работы отличались большим совершенством технического исполне-

ния, красотой орнаментальных узоров. В XVIII и особенно в XIX веках кубачинское оружие было широко известно далеко за пределами Кав-каза. Во второй половине XIX века, например, кубачиицы снабжали парадным оружием целые гвардейские части и отряды русской армии. Значительные собрания старого кубачинского оружия хранятся в фондах центральных музеев нашей страны.

Самым ранним из известных памятников кубачинского оружейного искусства следует считать шашку князя Мстиславского, хранящуюся в фондах Государственной Оружейной палаты '. Клинок шашки египетской работы датирован XVI веком, а время поступления шашки в Оружейную палату XVII веком (рис. 49, 50). В инвентарной описи музея шашка значится как работа восточных мастеров; источник ее поступления неизвестен. По убранству и основным декоративным приемам украшения эту шашку можно считать, кубачинской. Орнаментальные формы, характер глубокой гравировки2 и внутренняя рельефная разделка деталей узора шашки Мстиславского необычайно близки к кубачияскому резному камню примерно того Же времени. Так же, как на приведенном выше '.памятнике XVI века (см. рис. 8), «чеканный» узор шашки четок по ритму и линиям и очень пластичен по своим формам; композиция узора предельно ясна и логична. Рельеф узора довольно высок и имеет характерную для орнаментального искусства именно того времени энергичную лепку деталей, что достигалось путем значительного углубления резьбы и дополнительной рельефной разделки деталей. Эта традиционная для кубачинского средневекового искусства дополнительная резьба и гравировка деталей орнамента придают серебряным изделиям и резному камню XVI—XVII веков известную графичность, подчеркнутую некоторой удлиненностью пропорций отдельных элементов узора, значительной ролью в его построении вьющихся стеблей и характерной для того времени своеобразной заплетенностью линейных форм орнамента. Отчеканенность каждой детали узора, красота и изящество линий и ритмов их взаиморасположения, большая роль фона в восприятии орнамента делают шашку Мстиславского типичным памятником кубачинского орнаментального искусства XVI века.

Форма этой шашки с рукояткой в виде эфеса, совершенно не встречаемая в кубачинском оружии более позднего времени, довольно часто воспроизводится на албанских рельефах и бронзовых котлах XIII—XIV веков. На основании этих изображений можно говорить о широкой распространенности в кубачиноком оружейном производстве в эпоху средневековья именно данного типа шашки. Расположение декоративных пятен на рукоятке шашки на ее средней части в области кольца и на конце ножен — наиболее характерный прием украшения кубачинского оружия примерно до конца XVIII — начала XIX веков. В XVIII веке и, особенно, в XIX и начале XX веков значительно чаще встречается сплошное заполнение орнаментом всей поверхности ножен. Следовательно, шашка Мстиславского по своей форме, общему декоративному убранству и деталям украшения является характернейшим и наиболее ранним примером кубачинского оружейного и серебряного дела и свидетельствует о том. что уже к XVI веку оружейное искусство кубачин-

Инвентарный № О. П. 5921.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История ДПИ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
140 Kb
Скачали:
0