Оружейное и ювелирное дело в селении Кубани, страница 2

Глубокая гравировка у кубачинцев иногда называется чеканкой. Эта кубачинская «чеканка» представляет собой совершенно особую технику создания рельефного узора путем выбирания фона (то есть ту же технику рельефа, что и в резном камне). Такое понимание термина «чеканки» кубачинцы применяют только к серебряному делу.

цев выработало определенные и довольно богатые приемы и средства декоративного убранства холодного оружия.

Наиболее ранние датированные работы относятся лишь к началу XIX века. Однако их сопоставление с другими образцами оружия, не имеющими подписей и датировок и стилистически, безусловно, предшествующими датированным, дает основание отнести ряд образцов старого кубачинского оружия к XVIII веку. Так, в коллекции Государственного Исторического музея имеются два кинжала с серебряной насечкой по железу; один из них с красивым, но уже довольно мелким симметрично построенным узором (рис. 51 правый) представляет собой несомненно более поздний образец по сравнению с другим кинжалом, выполненным той же техникой, но в более декоративной монументальной манере, близкой к орнаментике кубачинского резного камня XVIII века (рис. 51 левый). Пышный завитой узор кинжала близок к кубачинскому резному камню указанного времени и по ясной логичности и четкой построенное™ узора и по декоративности и монументальности самого орнамента. Общая схема декоративного убранства первого кинжала менее дробна. Ножны кинжала членятся на четыре части по горизонтали, в то время как при украшении второго кинжала мастер расчленил все поле ножен на более мелкие плоскости, отчего композиция украшения стала более дробной, а орнамент при таком решении сделался мелким и замкнутым в отдельные узкие полосы. Где-то на рубеже XVIII—XIX веков в кубачинском оружейном искусстве* значительно большую роль, чем прежде, начинает играть золото как декоративный материал, особенно в насечке по железу и кости. Описанные выше кинжалы выполнены в технике серебряной насечки и оба, безусловно, ближе к традициям оружейного искусства XVIII века.

Особенно красив по своему декоративному убранству пистолет, относящийся, по-видимому, к са-мому концу XVIII века, сделанный в технике серебряной чеканки в сочетании с чернью (рис. 52). На фоне крупного, необычайно пластичного, чеканного серебряного узора мастер с большим искусством расположил еще более монументальный по своим формам рельефный черневой узор. Этот прием очень напоминает пластичную орнаментальную резьбу кубачинских каминов (см. рис. 9) и надгробий конца XVIII века. В серебряном искусстве кубачинцев этого времени мы видим ту же богатую игру пластики сравнительно невысокого рельефа, плавность, красоту линий орнамента и необычайное разнообразие приемов построения узоров. К этим же традициям XVIII века следует отнести шашку, приведенную на рис. 53 — верхняя и 54 — левая (из коллекции Исторического музея). Шашка украшена очень сдержанно серебряной «чеканкой», поверх которой нанесены крупные орнаментальные мотивы черневого узора.

Значительно больше памятников кубачинского оружия сохранилось от середины и конца XIX века. Это был период высокого расцвета кубачинского искусства. Соединение в одной работе разнообразных композиционных схем и мотивов орнамента при использовании различных видов техники (чеканки по серебру, позолоты, насечки) с введением других материалов (вороненого железа, кости, рога, перламутра, эмали, черни) очень характерно для этого времени (рис. 54 правый). Однако при большом разнообразии и насыщенности декоративного убранства предмета всегда ясна композиционная схема его украшения, логика построения орнамента и его деталей, пластичность трактовки орнаментальных форм, особенно в разработке глубокой гравировки, которая

играла значительную роль в украшении серебряных изделий. Глубокая гравировка иногда называется мастерами «чеканкой», и в применении к старым работам это название вполне подходит, поскольку эта техника соединяла в себе не только глубокую выемку фона, но и последующую пластическую доработку полученного рельефа, как например, на шашке XVI века (см. рис, 49, 50). Эта пластическая обработка орнаментальных форм, во многом утраченная впоследствии, имела большое значение, будучи тесно связанной с тем, что в изделиях XVI—XVIII веков, а частично и первой .половины XIX века, формы орнамента были значительно крупнее, чем они стали в середине и во второй половине XIX века. В композиции орнамента на оружии XVIII века большую роль играл фон, который был значительно свободней и, как правило, дополнительно канфарился. Это обеспечивало большую отчетливость и читаемость узора.