Говоря об устойчивости, в каком-то смысле об оправдаемости этих семей, исследуя эти проблемы как бы «на себе», мы пришли к выводу, что самыми устойчивыми (с малым процентом разводимости) семьями в Дагестане, да и в Дербенте, являются однонациональные, однокультурные семьи, у которых национальность, религия, культура, язык совпадают, одинаковы. На втором месте по устойчивости являются те браки, заключающиеся в городе Дербенте между людьми различных национальностей, но у которых есть религиозно-культурологическая, психологическая общность – это браки, например, между лезгинами, азербайджанцами, табасаранцами, даргинцами, кумыками и т.д. А вот на третьем месте по устойчивости межнациональных браков – это браки между дагестанцами и местными русскими, которые проживая у нас в республике во втором, третьем поколениях, успели значительно отойти от «русскости» и фактически в духовном плане стали дагестанцами. В этом случае речь идет о тех русских, у которых в культуре, психологии, во взглядах на жизнь, на семью происходит коренная ломка, и они очень сближаются с дагестанцами. Могу даже вам привести несколько примеров из жизни студентов (местных русских), которые свою национальность в учебных карточках указывают как «дагестанец», а вот вам другой пример, связанный с народной артисткой РД, солисткой академического ансамбля «Лезгинка» Ариадной Меркуловой, которая в парном исполнении этого сложнейшего классического танца на международном конкурсе, заняла первое место! Приведу вам еще несколько примеров, которые лично на меня произвели очень сильное впечатление. Знаете ли вы о том, что отдельные женщины русской национальности, находясь в семейных отношениях с дагестанцами, принимают ислам, образцово соблюдают все его каноны и принципы, даже совершают Хадж в Мекку. Многие наши местные русские соблюдают наши обычаи, ходят в гости к друзьям и соседям по случаю уразы байрама, дома готовят такие блюда, как курзе, чуду, хинкал, угощают соседей так же, как и мы, платят за проезд в маршрутке за себя и за приятеля и т.д. Не могу не привести еще один-два примера по этому случаю. У меня есть русский друг-товарищ, рожденный и проживший всю свою жизнь на площади Коминтерна в г.Махачкале - Колесников Александр Борисович, которого знаю аж с конца 50-х годов прошлого века. Сколько мы его знаем, он постоянно я с нами в тесных, на редкость в порядочных, дружеских отношениях. Он настолько бесподобен в дружбе, что иногда возникает вопрос – можно ли найти такого настоящего друга среди людей своей национальности. И еще. У меня есть также великий учитель, учитель, который учил меня русскому языку и литературе в старших классах Башлыкентской СШ Каякентского района – Сивриди Георгий Николаевич, который практически сыграл самую главную, определяющую роль в становлении моей образовательной да и личностной судьбы. Хотя он по национальности не русский, а грек, но все мы его тогда воспринимали как человека русского, русской культуры. Он оказался на редкость уникальным кладезем духовности, «гением чистой нравственности», человеком высокого полета, дагестанцем самой «высшей пробы», высшего достоинства, что на сегодня почти во всех школах РД русский язык преподают ученики нашего дорогого, самого любимого учителя Георгия Николаевича Сивриди. Да и на филологических факультетах ДГУ, ДГПУ основной костяк доцентов и профессоров русской словесности являются учениками Георгия Николаевича. Каждый раз, когда я бываю у себя в селении, мои сельчане обязательно заботливо и тепло его вспоминают, спросят о здоровье и просят передать ему привет и пожелания благополучия. В недавнем своем интервью, опубликованном в газете «Елдаш», Георгий Николаевич так тепло вспоминал те годы и тех людей, которые его фактически приютили в относительно холодные и голодные годы. И самое, что меня удивило – это его чистосердечное признание: «в дальнейшем по жизни я настолько подружился с кумыками, полюбил их, что если бы я женился сейчас, то обязательно женился бы на кумычке»… Пользуясь случаем хочу пожелать нашему великому учителю здоровья, здоровья и еще раз здоровья!!!
Подобных примеров у нас в республике целое множество. И эти примеры действительно удивляют и восхищают… По лицам и глазам моих юных друзей явно стало заметно, что надо уже «завязывать» рассказ «на заданную тему». И очень хотелось бы, чтобы уважаемый читатель поверил тому, что не я, а именно дети выступали «возмутителями спокойствия», особенно на начальном этапе нашей прогулки, хотя по большому счету, говоря словами нашего великого артиста театра и кино Алексея Леонова, «хотите верьте, хотите нет»…Да, на сегодня все, всему свое время, мои друзья, стал я прощаться с ними. Они тепло поблагодарили меня, особенно за мороженое составляющее нашей совместной прогулки. А в следующий раз, о чем вы нам будете рассказывать, спросили они, прежде чем расстаться. А вот следующий раз, если вы не против, мы поговорим с вами о национально-смешанном родословии многих исторических и известных современных личностей Дагестана, таких как Солтанмут, Мухаммед Яраги, имам Шамиль, Гасан-Эфенди Алкадари, Нажмутдин Гацинский, Алклыч, Мурад Кажлаев, Муса Манаров… Если же вас не устраивает данная тематика, то предлагаю в следующий раз построить нашу беседу на тему о правилах воспитанности, вежливости, аккуратности, опрятности и т.д. Фактически получив одобрения по первой и второй темам, мы расстались с надеждой, что такой же «теплый сентябрьский вечерок» со вкусными морожеными непременно повторится.
Профессор кафедры философии ДГПУ,
Мустафаев М.Б.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.